Наше время среди прочих поражающих воображение вещей открыло небезусловное соответствие человека и его половой принадлежности, возможность их расхождения. Именно это зафиксировано в категории "гендер" - социальный пол, который может совпадать, а может и не совпадать с "телесным низом".
Интеллектуалы ХХ века это расхождение не изобрели, а лишь открыли - но, подобно всякому открытию, это изменило жизнь. Оказалось, мы первичнее собственного пола! Этот конструкт навязан нам социумом в целях его, социума, удобства. Оказалось, человек решает пол-гендер как задачу - которую в принципе можно бы и переформулировать┘ Не хочешь быть мужчиной, раз - и ты женщина.
И все же. Задачу эту никогда не решить полностью: пол-гендер - модель, от которой живой человек со своими особенностями обречен отклоняться. Требования, которые предъявляет к нам гендер, - поезд, за которым все мы должны, задыхаясь, бежать - и всегда будут неудачники (может быть, даже - в заметном количестве), которым так и не повезет вскочить на подножку.
Пол вполне прокрустовым образом давит на человека, требуя от него что-то в своем Богом данном естестве приглушать, убирать, подавлять, а что-то, наоборот, стимулировать и усиливать. Человек как психобиологическая данность вступает с полученной извне моделью в сложные взаимоотношения. Думал - тело, оказалось - костюм. Да еще такой, который приходится лепить из собственного тела - ценой известного насилия над ним. Удобно, неудобно, подходит, не подходит - никуда не деться, носи, без костюма нельзя. Не то что неприлично, а вот нельзя и все. Ты без этого как социальная единица существовать не будешь.
Ну, нам не привыкать: европейский человек в последние несколько веков только тем и занят, что на месте своего естества открывает все новые условности. А потом преодолевает их, пытается освободиться. Вот уже и пол осознан как набор социально обусловленных конструктов┘
А что если человек и впрямь перестает быть однозначно двуполым, все дальше отходя от природной заданности, осваивая пространство собственных неявных, только намеченных природой, но лишь в культуре впервые осознанных возможностей и вариантов?
А что если человек сейчас интенсивно теряет самого себя - чтобы затем, когда-нибудь, снова себя найти - уже совсем другого?
Поздравляю, доконструировались.