Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 568 с.
Эта книга, впервые вышедшая на языке оригинала в середине 1960-х, шокировала советских историков-медиевистов.
Жак ле Гофф, представитель французской исторической школы "Анналов" (название главного печатного органа сторонников школы), создал доказательную концепцию формирования европейской христианской культуры от момента зарождения до рубежной эпохи XIV века. Ввиду почти полного несовпадения концепции ле Гоффа с ленинско-сталинской "теорией общественно-экономических формаций" ее популяризации в СССР ставились препоны, которые начали разрушаться только в 1980-х.
Жак ле Гофф опровергает представление о европейском Средневековье как о "застойной" эпохе, своего рода темном промежутке между блестящей античностью и вовсе уж сверкающим Возрождением. Он доказывает: наряду с несомненными признаками регресса в некоторых областях (особенно - материальной культуры) европейское Средневековье было по-своему целостной, полнокровной и завершенной эпохой, на протяжении которой сформировались базовые институции европейской цивилизации.
Феодальный уклад был единственно возможным социально-экономическим строем эпохи, когда после разрушения римских государственных структур единственно доступным способом выживания стали земельные держания и аграрный труд. Прогресс феодального общества отнюдь не шел исключительно за счет непрерывной "борьбы крестьян за свои права" (любимый тезис советской исторической науки, популяризировавший теорию "движущих сил революций", в число которых включались восстания римских рабов и крестьянские войны, а неуспех объяснялся "отсутствием авангардной партии").
В своих построениях историк основывается на изучении ментальностей. Объект его интереса - массовое сознание людей той эпохи, живших не по ученым теориям, а по велениям характерных для времени представлений и структур сознания. Пространство, время, иерархия духовных и материальных ценностей, физическая мобильность, отношение к труду, социально-ролевые стереотипы (к примеру, отсутствие представления о детстве, отношение к детям как к маленьким взрослым) в ментальности европейского Средневековья совершенно иные, чем теперь, и для суждения о них современные критерии в принципе неприменимы.
Автор выдвигает концепцию "долгого Средневековья", согласно которой наследие той эпохи не пресекается произвольными хронологическими рубежами, продолжая бытовать в европейском культурно-историческом пространстве вплоть до середины XIX века. Это тлеющее европейское Средневековье, по ле Гоффу, завершилось лишь с победой денежной формы хозяйствования в экономике и окончательным утверждением секуляризованных форм общественной и личной жизни, то есть примерно после 1870 года.
Подобной книги на материале российской истории, к сожалению, до сих пор нет.