СЕКС БЕЗ ЛЖИ И ВИДЕО
Эротизм без берегов / Сборник статей и материалов под ред. М.М. Павловой. - М.: НЛО, 2004, 480 с.
Сборник посвящен проблемам телесности и сексуальности культуры конца XIX - первой половины ХХ века. Включает в себя работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные творчеству Федора Сологуба и Михаила Кузмина, Андрея Белого и Владимира Набокова.
Большинство авторов сборника указывают на кросскультурный характер русского эротического модерна. Так, Евгений Берштейн пишет о воздействии Отто Вейнингера не только на творчество Василия Розанова или же Николая Бердяева, но и на социум, общественные настроения той эпохи. А Ольга Матич анализирует "русские" постановки уайльдовской "Саломеи" и "французские" фокинской "Клеопатры".
С сексом, как выясняется, связаны не только знаменитые тексты, но биографии авторов. По мнению Маргариты Павловой, процесс над Оскаром Уайльдом, обвиненным в гомосексуальных отношениях с лордом Альфредом Дугласом, нашел отражение в сюжетной линии "Мелкого беса", связанной с Сашей Пыльниковым. Продолжает гомосексуальную тему исследование Джона Малмстада о романе Михаила Кузмина "Крылья". Широкая популярность романа была вполне соотносима с появившимся в эти годы "Саниным" Михаила Арцыбашева. Причина - в разветвленной гомосексуальной субкультуре того времени. Парк за Таврическим дворцом или же баня на Бассейной улице почти открыто служили местами рандеву для меньшинств, давали возможность снять проститута и приобрести специфические знакомства.
Гомосексуализм, как, впрочем, и традиционные формы сексуальности, не были для модернистов чем-либо самоценным. Так, гомосексуальная связь Вячеслава Иванова с Сергеем Городецким трактовалась как мистическая и дионисийская.
Статья-обзор Юрия Левинга об урбанизации интимного пространства рассматривает на примере дореволюционной, советской и эмигрантской литературы формы телесных отношений в новых бытовых и цивилизационных контекстах, в частности в автомобилях.
В разделе "Публикации" - новелла Валерия Брюсова "Декадент", письма корреспонденток к Сологубу и дневник Татьяны Гиппиус. Дневник повествует об отношениях внутри религиозно-философского "триумвирата" - Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского и Дмитрия Философова, а также связанных с этим кругом проповедников нового религиозного сознания - Андрея Белого и Антона Карташева. Согласно идее реформаторов, духовные устремления способны сублимировать и тем самым полностью исключить телесные формы сексуальности в отношениях между членами общины. Этим, по мнению исследователей, объясняются чисто платонический союз основателей "Иоанновой церкви" (самоназвание кружка). Подобная трактовка представляется ошибочной в свете целого ряда документов. Например, секретарь и биограф Гиппиус Владимир Злобин писал, как Гиппиус пыталась изнасиловать Философова во время их совместного путешествия с Мережковским.