0
2312

02.06.2005 00:00:00

Собрание насекомых

Тэги: Кузнечики Велимира Хлебникова, Кузнечики Николая Заболоцкого, Россомахин


Кузнечики Велимира Хлебникова, собранные Андреем Россомахиным: С приложением иллюстрированной библиографии прижизненных отдельных изданий Хлебникова. - СПб.: Красный Матрос, 2004, 88 с.

Кузнечики Николая Заболоцкого, собранные Андреем Россомахиным: С приложением иллюстрированной библиографии прижизненных книг Заболоцкого. - СПб.: Красный Матрос, 2005, 128 с.

Семистрочное стихотворение Велимира Хлебникова "Кузнечик" собиратель Андрей Россомахин, литературовед, библиограф, выпускник петербургского университета и майор в отставке, воспринял в соответствии с заветом Мандельштама: "В стихотворении замкнуто пространство, как в карате бриллианта". Стиховедческий, структурно-мотивный, семантический анализ программной хлебниковской вещи при всей спорности применяемых методов и критериев лишний раз подтверждают суть малодоступной творческой стратегии поэта.

Хлебников был очевидным образом заворожен русским поэтическим языком и огорчен признаками, как он полагал, приближающегося исчерпания его возможностей. Все творчество Хлебникова посвящено, по словам Пастернака, "нашариванию" и "нащупыванию" элементов нового языка. Хлебников двигался в направлении, заданном "цветной фонетикой" Рембо ("Гласные") и "Каллиграммами" Гийома Аполлинера; лет сорок назад хлебниковскую идею пробовал реанимировать Андрей Вознесенский в цикле "изопов" (изобразительных поэм); в русле этих поисков лежит и целое направление палиндромической поэзии (зеркально читающихся стихов-перевертней).

Николай Заболоцкий феноменален иначе. В "Столбцах" он предстал русским "литературным Босхом" - другое сравнение подобрать затрудняюсь. Во "Второй книге" (1937) и "Стихотворениях" (1948, 1957) явился классически ясный, медитативный Заболоцкий, казавшийся чуть ли не архаизирующим новатором - за что более поздние отрицатели немедленно объявили его "поэтом советского классицизма". Лишь в авторском томе "Библиотеки поэта" сошлись воедино почти все тексты Заболоцкого - и раскрылся масштаб его личности.

Чересчур большая оптическая сила интерпретирующих гипотез, прикладываемых к "Кузнечику" Заболоцкого (натурфилософия Циолковского, символика карт Таро...), дает обычный для микроскопии эффект: вместо макрообъекта мы начинаем видеть сперва клеточную структуру, затем броуновское движение молекул, затем - уходящие за пределы чувственного восприятия электронные уровни материи ("И в углу невысокой вселенной /, Под стеклом кабинетной трубы┘"). Подобно тому, как угольный порошок на вкус не заменит сахара, хотя химически эти два вещества почти идентичны, так цепочки ассоциаций и интерпретаций, разбегающиеся от поэтического текста, убивают его цельность, но не прибавляют ясности - если вовремя не остановиться.

Для Заболоцкого, выходца из первоприродной уральской среды, сына вятского агронома, лежание в траве и наблюдение совершающихся в ней "биоценотических взаимодействий" - не признак поэтической неотмирности, а нормальный, органичный, если угодно, способ времяпрепровождения, способный одарить созерцателя не меньшей глубиной натурфилософских взглядов, чем штудирование ученых трудов и пресловутые поиски смысла жизни.

"Столбцы" - более чем ясное доказательство внимания Заболоцкого к босховскому миру невероятных образов, к восприятию "малого мира" Божьих тварей как вариации, пародии, одной из ступеней в средневековой (опять Босх!) иерархии земного и небесного, как неразумного микрокосма, в котором совершается нечто поразительно схожее с человеческим макрокосмом.

Кузнечики и жуки кочуют по многим стихотворениям Заболоцкого, олицетворяя хтоническое (почвенно-земное) начало. Их подвижность в поисках пищи, способность к активной обороне, естественная приближенность к тому уровню, ниже которого уходят прекратившиеся человеческие жизни - для Заболоцкого отнюдь не мистические, но вполне реальные связи с миром хомо сапиенсов, как это звучит в "Прощании с друзьями": "Вы в той стране, где нет готовых форм, / Где все разъято, смешано, разбито, / Где вместо неба - лишь могильный холм / И неподвижна лунная орбита. / Там на ином, невнятном языке / Поет синклит беззвучных насекомых, / Там с маленьким фонариком в руке / Жук-человек приветствует знакомых┘"

Многочисленные кузнечики Заболоцкого (у Россомахина рассмотрены два "насекомых" стихотворения) в прямом смысле слова разбегаются из-под ног у всякого, кто в нормальном состоянии или в состоянии поэтической одержимости пройдет по летнему подмосковному лугу. Невидимые источники звука, способные прыгнуть на расстояние в полсотни раз больше длины их тела, пародийно обращенные "коленками назад", они - "маленький народец" русской поэтической стихии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости