Вячеслав Улыбин. Александр I. Обратная сторона царствования: Власть и тайные общества в 1801-1825 годах. - СПб.: Алетейя, 2004, 240 с.
Это исследование историка известного направления довольно полно охватывает историю масонских обществ в период правления Александра I, и полноту обеспечивает обильное цитирование источников, занимающее три четверти объема книги. Всякий мало-мальски исторически образованный человек знает, что масонство - это такой джокер, которым можно легко заменить любой другой аргумент. Но известно, чем закончилась единственная попытка трех тайнополитических организаций, созданных по масонскому образцу, в открытую противостоять власти. Восстание декабристов в 1825 году закончилось пшиком.
В двух словах книга Улыбина о следующем. Мягкого, легко внушаемого, рефлексирующего государя Александра Павловича возвели на престол масоны-заговорщики против императора Павла. Затем его окружили другие масоны - Кочубей, Новосильцов, Чарторыжский, Строганов, Александр Голицын и особенно Сперанский и стали внушать разные вредные вещи: освобождение крестьян, экуменизм, парламентаризм. Но затем постепенно все большее влияние стали иметь немасоны и патриоты во главе с Аракчеевым, в результате чего в 1822 году масонские ложи были в России запрещены.
Особое внимание автор уделяет своему любимому герою, о котором у него уже выходила книга, архимандриту Фотию (Спасскому). А также его постоянной сподвижнице, ученице и покровительнице графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, дочери знаменитого Алехана Орлова, сокрушителя Петра III и соблазнителя княжны Таракановой. Фотий, специализировавшийся на борьбе с масонским, лютеранским и прочими влияниями на российскую общественность, за чистоту православия, в том же 1822 году добился нескольких аудиенций у императора. Есть в русском, да и в католическом духовенстве неистребимая черта время от времени указывать царям вопреки, между прочим, заветам Христовым.
Мнение о том, что император Александр I, не отрубивший голову Пушкину за эпиграммы на себя, знавший о заговоре декабристов, но не задушивший его в зародыше, был отнюдь не деспот и тиран, известно. Однако иногда инерция заносит некоторых исследователей до представления об Александре как о какой-то совсем бесхребетной медузе. И это о человеке, успешно правившем гигантской империей, победителе Наполеона?
И еще в одном вопросе можно было бы не согласиться с Улыбиным, не вдаваясь в долгие дискуссии. Он принадлежит к тому направлению, которое выступает за переименование франкмасонства в жидомасонство. "Всякое жизнеспособное идейное движение сейчас же учитывалось еврейством и сразу же незаметно приспосабливалось им для своих особых целей".
Незаметно настолько, что среди всех имен в книге явно еврейскими оказывается только семья Ротшильдов, как финансистов всех европейских тайн, и коммерсант Абрам Перетц, чей сын Григорий (уже крещеный, естественно) стал офицером и декабристом. Но зато совершенно очевидна особая цель известного государственного деятеля М.М. Сперанского, предложившего в 1804 году законопроект "О устройстве евреев". В целях мирового господства сионизма масон Сперанский предлагал открыть доступ евреям к высшему образованию, снять некоторые ограничения в коммерческой деятельности, в отправлении религии. Но этому масону и в голову не пришло отменить введенную Екатериной II черту оседлости.
Так что не все так просто в этом лучшем из миров. Как бы любые тайные силы - от жидомасонов до инопланетян - это сложное мироустройство ни упрощали.