Перефразируя поэта, можно сказать с некоторой эмфазой: пока ты жив, а не моща, и о тебе не пожалели, приятно бывает держать в руках и перелистывать такие молодые журналы. Рецензируемый журнал молод не столько по возрасту издающих его людей, хотя они, насколько мне известно, не перестарки, сколько по духу, по замаху, по стремлению организовать "по новому штату" если и не все человечество разом, то Россию, российскую интеллигенцию. В стилистике античного лаконизма можно констатировать, что скромный замысел, пардон, зачинателей этого наисвежайшего периодического издания (ежеквартальника) состоит в добавлении в духовный раствор нынешней России той мистической крупицы, которая активирует процесс кристаллизации и имплементации иной интеллектуальной элиты. Элиты, которая призвана сменить утративший "ловучесть" умственный истеблишмент образца девяностых годов, в том числе академический, оказавшийся, по логике отцов-основателей "ИР", несостоятельным как "пред ликом родины суровой", так и перед лицом неотразимых вызовов современности и выдвинутых ею общенациональных задач.
Или, в формулировке программного заявления держателей указанного замысла, немного загадочно именующих себя "Группа ИНТЕЛРОС": "Субъектом масштабного проектирования становится рождающийся на обломках прагматичного экономизма и технократизма новый класс. Мы намерены превратить журнал в коммуникативную площадку этого класса, рассказывая об актуальных замыслах глобальной революции, о грядущих формах социального управления, равно как и о новейших трансформациях "мыслящего сословия". Элитаризм, по нашему убеждению, проявляется не в тяге к "социальной автаркии" (о, эта знаменитая "башня из слоновой кости"! - С.З.), а в готовности принять на себя полноту ответственности за выбор и реализацию долгосрочного курса развития". В этом заявлении можно вычитать все, что угодно, но нельзя не заметить в нем обертонов мессианства в его русском изводе. Что, разумеется, нисколько не порочит его скрипторов.
Редакционная коллегия (главный редактор Дмитрий Андреев) и авторы "ИР" подошли к делу с предельной серьезностью: большая часть материалов представляет собой опыты обоснования под разными углами зрения его сверхцели, осуществления селекции ее потенциальных служителей, создания моделей, образцов и паттернов потребного для этого мышления. При некотором напряжении в текстах "ИР" можно найти философию, теологию, идеологию, праксеологию, этику и кадровую политику другого, чем ныне, "мыслящего сословия", загаданного журналом на ближайшую перспективу. Так, в помещенном на месте редакционной статьи исследовательском докладе группы ИНТЕЛРОС "Проект "Россия" вниманию читателя предложена своего рода феноменология имевших место в период с середины XIX по начало XXI в. попыток в многоразличных коллективных манифестах "инвентаризировать Россию", как выразился президент Путин в одном из своих посланий (составители доклада толкуют о "каталогизации"). Однако докладчики ценят такие попытки лишь в меру того, насколько в них "пространство механистичного каталога" трасформировалось "в открытое будущему эвристическое пространство культурного и социального проекта".
Тем не менее наиболее сенсационный, в буквальном смысле слова, материал первого номера "ИР" - "Рейтинг российских социогуманитарных мыслителей. 100 ведущих позиций. Годы 2003-2004", а также предшествовавшая ему "Бета-версия" этого рейтинга (2001-2004 гг.) вместе с объяснительными текстами к ним, каковые все вместе занимают разделы "Экспертиза" и "История вопроса", то есть добрую треть журнала, - этот материал имеет характер списка, каталога. Правда, Александр Неклесса, лидер группы ИНТЕЛРОС, обмолвился сугубо для посвященных, что "даже бета-версия, несмотря на ее вполне понятное несовершенство, содержит в себе некое, пока непрочитанное, "зашифрованное" послание российскому обществу, пусть и не в прямой форме". Правда, список и есть список. Конечно, если он не разглядывается сквозь каббалистические очки и не является проскрипционным. Либо, не к ночи будет сказано, утверждаемым Политбюро перед съездом списком будущих членов ЦК.
Безупречный вкус редакционной коллегии "ИР" сказался в выборе авторов статей, помещенных в размышлительных разделах журнала: они в большинстве своем либо входят в первую десятку помянутого Рейтинга (Левада, Ясин, Зиновьев, Делягин), либо работают в самом журнале (Андреев, Межуев). Но в отличие от социогуманитарных вождей не рейтинговавшиеся для чистоты эксперимента Андреев и Межуев отметились прекрасными откликами на книжные новинки, резко поднявшими курсовую стоимость публикаций в журнале, в разделе "Рецензии".
Дизайн журнала элегантный, хотя сочетание на обложке красного с желтым вызывает некоторую тревогу. И хотя тревога навеяна исключительно цветовой гаммой, не хотелось бы, чтобы жизнь "Интеллектуальной России" пресеклась на первом номере журнала.
Интеллектуальная Россия, # 1, 2005