Хайнц Хене. Черный орден СС: История охранных отрядов. - М.: ОЛМА-Пресс, 2005, 542 с.
Достоверный и авторитетный свод запутанной и мифологизированной истории "черной гвардии" германского нацизма. Анализируя довольно живучий миф о сверхтоталитарном и сверхотлаженном, как швейцарские часы, властном механизме гитлеровского государства, немецкий историк Хене показывает нацистский государственный организм "царством амбиций и лабиринтом привилегий". Книга его написана в порядке полемики с многочисленными торопливыми и неаккуратными предшественниками.
Множественность центров власти, многократное дублирование функций ведомствами, вертикальное и горизонтальное расслоение расплодившихся при нацизме и враждовавших между собой "элит" (старый генералитет и профессиональные военные, финансисты и промышленники, государственные чиновники, члены НСДАП, члены СС) усугублялись "орденским" характером СС.
"Орден крови и расы", идеологически базировавшийся на примитивной мистике, являл собою некую "пронизывающую", но не консолидирующую структуру, члены которой пребывали на службе и партии, и государства, и самих себя, входили как в "закрытые клубы", так и в смешанные подразделения различного назначения. Не сумев стать государством в государстве (чего хотел Гиммлер, но не желал Гитлер), формально не являясь ни спецслужбой, ни государственной инстанцией, ни экономическим предприятием, "орден СС" оказался питательной средой, в которой особенно густо разрослись амбиции, привилегии и интриги, а неисполнение приказов фюрера (!) стало обычным делом.
Хене подчеркивает любопытную деталь: два компонента успешной карьеры при нацизме (членство в НСДАП и членство в СС) на самом деле таковыми не были, поскольку друг из друга не вытекали и друг друга взаимно не обусловливали, а напротив, постоянно вводили в грех корпоративных противоречий и конкуренции. Членам СС запрещалось высказываться по "внутриорденским" вопросам в среде "непосвященных", сотрудникам гестапо запрещалось "разрабатывать" функционеров НСДАП, а высокие чины вермахта (командующие округами) и рейхсляйтеры (территориальные и ведомственные руководители) издавали приказы, обязывавшие подчиненных посылать по немецкой матери деятелей НСДАП и СС, пытавшихся влезть в военную и государственную компетенцию.
Даже на почве "окончательного решения еврейского вопроса" среди чинов СС не было единства. Самый яркий и вопиющий пример такого абсурда - позиция Вильгельма Кубе, рейхскомиссара оккупированной Белоруссии: этот группенфюрер СС (!) распорядился отдать под суд группу местных коллаборационистов из вспомогательной полиции "за организацию еврейского погрома" и взял под личную защиту евреев, депортированных в Минск из Польши для ликвидации. Характерно, что массовое уничтожение евреев в Минске началось сразу после убийства Кубе советскими подпольщиками.
И еще одно наблюдение. Зло эффектнее добра. Мифологизация СС - ордена убийц - тому убедительное свидетельство. Люди в черных мундирах, символизировавшие античеловеческую практику нацизма, сумели запечатлеть себя в истории именно благодаря своей зловещей колоритности - и вопреки полной политической несостоятельности. Потому облик СС бросок, а правда о них уныла.