Жизнь чудовищ в Средние века / Перевод с лат. Н.Горелова. - СПб.: Азбука-классика, 2004, 224 с.
Под этой обложкой собрано несколько столь же выразительных, сколь и малоизвестных средневековых трактатов о чудовищах: "Послание о кинокефалах" от монаха Ратрамна к пресвитеру Римберту (VIII век), "Книга о зверях и чудовищах" неизвестного автора, самые ранние списки которой относятся к IX веку; фрагменты фундаментального труда "О природе вещей" фламандского доминиканца Фомы из Кантимпрэ, анонимный трактат "О чудесах мира" (XIII век) и анонимная же новелла из сборника "Римские деяния". Включены также "Послание индийского царя Фарасмана императору Адриану", созданное на заре Средневековья и обраставшее причудливыми искажениями нескольких поколений переписчиков, и - для полноты картины средневекового универсума - выдержки из энциклопедии Гонория Августодонского "Образ мира" (XII век).
Все это впервые переведено по первоисточникам и сопровождается насыщенными экскурсами в культурную историю химерической фауны.
Получился изящный путеводитель по чрезвычайно важной области средневековой жизни: по миру диковинной живности, в изобилии населявшей сушу и море, воздух и огонь, поверхность земли и Преисподнюю. Для средневекового человека, впрочем, саламандры и гарпии были ничуть не более вымышленными, чем крокодилы и гиппопотамы, с которыми они на страницах тогдашних трактатов и соседствуют. Люди же "черные телом, совсем как эфиопы", конечно, поражали воображение, но, в общем, были явлениями одного порядка с панотиями (владельцами огромных, как одеяло, ушей), скиоподами (укрывающимися в пустыне от жары в тени собственной единственной ноги) и бамиями (у которых рот и глаза на груди), не говоря уже о давным-давно известных кинокефалах - песьеголовцах. То есть чем-то совершенно естественным: живущими, как сказал монах Ратрамн, "на самом деле не вопреки законам природы, но выполняющими свое предназначение, ибо законы природы установлены Господом".
Средневековый человек не только не мыслил себя в отрыве от своих чудовищ - он даже признавал свое родство с ними. Было известно, что фавны - прямые потомки древних пастухов, а кинокефалы - и вовсе наши братья по духу. Обсуждая с пресвитером Римбертом животрепещущий вопрос о том, стоит ли крестить песьеголовцев, тот же Ратрамн приходит к выводу, что, конечно же, стоит: ведь они по всем приметам обладают мыслящей душой и представлениями о нравственности.
Все это зверье отлично вписывалось в порядок природы и истории, причем именно христианской. Оно раскрывало замысел Творца. Если античные химеры вели в своем язычестве вполне хаотическое существование, то жизнь чудищ христианского мира была очень осмысленной: каждое что-нибудь символизировало. Безносые люди обозначали "глупцов, лишенных носа разборчивости", а шестирукие жители Индии - "усердных, которые трудятся, чтобы обрести жизнь вечную". И даже бородатые женщины с "плоскими приплюснутыми головами" не оскорбляли взора, а напротив того, символизировали "людей добропорядочных, которых с прямого пути церковных предписаний не склонить ни любовью, ни ненавистью".
Читатель познакомится с генеалогией монстров, их физиологией и анатомией, особенностями поведения, питания и размножения. Биологию химерического дополняет его география: обитая вообще-то по всему свету, чудовища явно предпочитали Восток, особенно Индию и Эфиопию (сливавшиеся в средневековом воображении почти воедино). Даются и практические советы: как правильно охотиться на чудовищ (хелка надо ловить, когда он спит, а убить можно не иначе, как разрубивши ему голову) и как использовать различные части их тел (там, где будет сожжен клок шерсти крохотного слона, никогда не появится дракон, а пепел оноса, смешанный с его же кровью - эффективное средство от сумасшествия и камней в мочевом пузыре).
Своих чудовищ Средневековье унаследовало в основном от античности, и в книге представлены их античные корни. Кроме средневековых текстов опубликованы отрывки из "Естественной истории" Плиния Старшего и "Аттических ночей" Авла Гелия. Почти каждый фрагмент "Книги о зверях и чудовищах" сопровождают параллельные места из других текстов, в том числе - античных авторов (Вергилия, Лукана, Овидия). А главам из труда Фомы из Кантимпрэ предшествует статья, где сказано, откуда Фома брал сведения и какие из них явно исказил.
Можно, оказывается, сочетать занимательность и общечеловечность (а согласитесь, в чудовищах есть что-то очень общечеловеческое┘) с академичной основательностью и точностью. В конце сборника перечислены источники переводов, дана избранная библиография литературы о средневековых чудовищах. Увы, ни одной русской книги читатель там не встретит.