Петр Струве. Дневник политика (1925-1935) / Вступ. ст. М.Г. Вандалковской, Н.А. Струве; Подгот. текста, коммент. А.Н. Шахнова. - М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004, 872 с.
Перед нами действительно дневник политика, экономиста и публициста Петра Струве (1870-1944), одной из самых ярких фигур российской истории начала прошлого века. Его заметки и статьи, собранные в этом томе, печатались в газетах "Возрождение" и "Россия и славянство" в 1925-1935 годах.
Струве живо реагирует на процессы, происходившие внутри СССР (голод на Украине, коллективизация), в русском зарубежье (полемика вокруг евразийства, спор о Русской Православной Церкви Заграницей), а также международные проблемы (выборы в Великобритании и Германии). Отдельно можно выделить страницы "Дневника", связанные с историческими датами (Наваринское сражение, "Ледяной" поход), заметки к юбилеям (75-летие Ф.Родичева, кадета, знаменитого афоризмом о "столыпинских галстуках", 80-летие президента Чехословакии Т.Масарика) и некрологи (памяти директора департамента полиции А.Лопухина, юриста и общественного деятеля В.Кузьмина-Караваева). Представлена и полемика Струве с Александром Керенским, Павлом Милюковым, Ильей Бунаковым-Фондаминским.
Все эти заметки не столько передают журналистскую атмосферу русской эмиграции или же ее духовные и политические искания, сколько характеризуют самого автора, который, как и герой одной бессмертной комедии, явно имел "в мыслях легкость необычайную". Вот, в частности, его характеристика фашизма: "Фашизм есть крупное историческое явление как неизбежная и в общем здоровая реакция на большевизм, или коммунизм". Не менее спорны оценки Струве германского национал-социализма. Отрицательно оценивая нацизм ("массовое сумасшествие") он явно недооценивал его опасность, видя в нем лишь "моду", а в Гитлере "фигурку", которую он противопоставлял "фигуре" президента Гинденбурга. Более того, Струве видел в нацизме и благо - "в Германии, благодаря Гитлеру и его хирургии┘ вместо отравленного ядами социальной ненависти воздуха классовой борьбы водворился┘ здоровый, единящий и крепящий, национальный дух", который, впрочем, вскоре сменился "духом властолюбия и вражды". Как анекдот воспринимается сейчас его "пророчество" - "Два заката: Сталина и Гитлера" (1932 год). Сталин, по мнению Струве "тонет в волнах хозяйственной стихии", которую он сумел "заковать в коммунистические колодки", а Гитлер разбит о "разумную и спокойную государственную волю".
Возможно, такая нечувствительность к опасностям тоталитаризма была обусловлена собственным прошлым Струве. Он был одним из "крестных отцов" марксизма в России наряду с Георгием Плехановым и Владимиром Лениным. Позже, разойдясь с социал-демократами и объединясь с либералами, он сохранил многие элементы тоталитарного мышления.
Тоталитарная картина мира деформировала и иные формы деятельности Струве. Параллельно "Дневнику политика" он вел в газетах "Заметки писателя" (которые еще ждут публикации отдельной книгой). Во время полемики между Георгием Адамовичем и Мариной Цветаевой, обвинившей автора "Одиночества и свободы" в противоречиях, Струве вмешался в спор - "грешный человек, г. Адамовича я не читал, но познакомившись с ожерельем его суждений, нанизанных г-жой Цветаевой, я впал в уныние. Но уныние вызывает и то, что пишет сама Цветаева".
Если и существует реинкарнация, то душа Струве спустя годы переселилась в тело старшего машиниста экскаватора Филиппа Васильева, который написал в "Литературной газете": "Я не читал Пастернака. Но я знаю..."