0
1887

21.04.2005 00:00:00

Танцы, страстное объятье, половой контакт

Тэги: воробьев, мемуары, авангард


Валентин Воробьев. Враг народа. Воспоминания художника. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. 816 c.

"Быть знаменитым - некрасиво". Вот и Валентин Воробьев, художник и скульптор, авангардист из восьмидесятых рассказывает о себе и знаменитых друзьях сочно, вкусно и по-хорошему иронично. В результате огромный "фолиант" страниц на восемьсот.

Мемуары Воробьева - прекрасный пример того, как можно описать известную эпоху изнутри, снимая с нее излишнюю "благоговейность" и сентиментальность. Все те, кого впоследствии окрестят культовыми, жили тогда в разных городах Союза и за его пределами, пили водку в подвале вместе с автором и дружески называли друг друга "гениями". Одним словом, все было как у людей - без пафоса, показного героизма и жалоб на тяжелые времена.

Книга представляет собой своеобразный "семейный портрет художника с родственниками", вписанный в судьбы страны и творческой интеллигенции. Прочитав эту фразу, читатель может представить себе что-то тяжеловесное и академическое ("Войну и мир", "Тихий Дон" или "Доктора Живаго"). Однако не стоит пугаться: "Враг народа" - это очень легкая, почти хрустальная проза в духе "Соло на IBM" Сергея Довлатова.

Это абсолютно безнравственная и предельно целомудренная книга. Безнравственная потому, что автор рассказывает о том, как его мать во время войны жила с немцем и получала сексуальное удовольствие от плотского общения с ним и другими мужчинами. Безнравственная потому, что сам художник честно повествует о своих любовных победах без всякой романтики. Все происходит почти по Фету, только с точностью до наоборот: "Танцы, страстные объятья, половой контакт". Причем наутро никто никому счета не предъявлял - советские "Ромео и Джульетты" расходились летней ночью сразу же после соития. Безнравственная потому, что автор со знакомыми пили все, что горит, воровали, дрались, спекулировали валютой и вообще "вели жизнь, недостойную советского человека".

Но "Враги народа" - книга, которую без опаски могут читать дети, интересующиеся историей и искусством. Это очень нравственные воспоминания. В них описание отношений мужчины и женщины пахнут не спермой и насилием, а легкой и добродушной иронией мудрого человека. Автор не хвастает своими победами и не скрывает собственных неудач. Он с улыбкой глядит на молодость, ни от чего не отрекаясь и ни о чем не жалея. Это нравственная книга, потому что пьянки художников не смысл их жизни, не самоцель, а скорее констатация той безысходности, которую испытывает творческий человек в тоталитарном обществе. Целомудренность творения Валентина Воробьева проявляется еще и в тончайшем чувстве меры. Подобно героям Довлатова, персонажи, с одной стороны, узнаваемы и реальны (Бродский, Шемякин, Хвостенко, Глазунов), с другой - совершенно фольклорны. Рассказывая "дней минувших анекдоты", автор смеется, но не обижает, иронизирует, но не унижает. Он любит всех своих героев и самого себя "черненькими", не стыдится этого, но и не бравирует этим.

Наверное, только художник мог так описать историю русского авангарда и подпольного искусства, что читатель, не знающий, что такое шестидесятые годы, не умеющий отличить Малевича от Пикассо, Шемякина от Неизвестного и Глазунова от Воробьева, не чувствует себя серым неучем, попавшим на лекцию профессора для аспирантов-искусствоведов. Язык и образы автора настолько точны и просты, что мы просто "видим" живописца и его знакомых: мы присутствуем на "бульдозерной выставке" в Москве, на встречах русских художников в Париже, мы знаем, как тяжело было семье Валентина Воробьева в годы войны. При этом создатель воспоминаний одинаково правдив и органичен и в московском подвале, и в доме французских "спонсоров".

Иными словами, книга напоминает отлично сделанный вернисаж, где читатель гуляет по залу вместе с другом-художником. Маэстро при этом не забронзовел, не спрашивает посетителя, знает ли он современное искусство, не стремится подать себя и друзей в выгодном свете. Он полностью доверяет собеседнику, пришедшему на выставку. И не важно, что вместо картин - страницы, вместо залов - отдельные эпизоды и главы, вместо Лувра или Третьяковки - толстая книжка с фотографиями и рисунками. Такая ошеломляющая открытость и готовность к диалогу не может не вызвать взаимности и уважения к смелости и доброте Воробьева. При этом не заигрывает с читателем, не делает специальных пауз, не "разжевывает", кто такие он и его друзья, не занимается экскурсами в шестидесятые годы или в историю современного искусства. Он пишет так, словно читателя-посетителя нет совсем. Он "рисует" книгу для себя с огромной любовью и, подобно античному скульптору Фидию, не спрашивает мнение "высокой комиссии". Собственно, это "подвальные воспоминания", текст для "своих", но обаяние автора и его искренность делают его "своим" для всего мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1729
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3689
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2746
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2240

Другие новости