Отар Маргания, Дмитрий Травин. Европейская модернизация. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica. В 2-х кн. 665 с. + 572 с. (Philosophi).
В совместной работе двух петербургских экономистов Отара Маргания и Дмитрия Травина предпринята попытка популярного изложения и анализа почти 200-летней истории рыночных преобразований в ведущих европейских странах. Над текстом они работали более 10 лет, апробируя некоторые выводы в толстых журналах и популярных газетах Петербурга. Используя накопленный богатый материал, изложение ярких и важных эпизодов экономической истории авторы сопровождают политическими исследованиями и не менее яркими рассказами о делах и судьбах ведущих реформаторов Европы от Тюрго и Наполеона до Эрхарда и Валенсы. При этом ученые-публицисты свои выводы и суждения сопоставляют с российскими реалиями и историей. И, видимо, не случайно, потому что к тексту авторов проявил интерес нынешний министр финансов РФ Алексей Кудрин, написав вступительное слово.
И действительно, книга заслуживает внимания. В условиях, когда в России стала формироваться рыночная экономика, до сих пор не затухает дискуссия: а правильно мы осуществляем преобразования? Каков здесь европейский опыт? Ответы на эти и другие схожие вопросы, конечно, требуют анализа зарубежного экономического опыта. Такие материалы, по мнению большинства специалистов и экспертов, в отношении сравнительного анализа развития отдельных европейских стран накоплены. Однако в российской экономико-философской мысли до труда Маргания и Травина не было еще исследования, обобщающего опыт сразу целого ряда европейских государств, причем не только тех, с которыми мы привыкли себя сравнивать - Польша, Венгрия, Чехия, - но и стран, на первый взгляд совершенно не похожих на Россию. Многим представляется, что такие развитые экономики, как французская, германская, австрийская, всегда отличались особой прочностью. Но авторы на исторических примерах доказывают, что и эти экономики страдали от гиперинфляции и спада производства, от низкого качества труда и бюрократической зарегулированности. Иными словами, и экономической истории ведущих стран Европы было присуще все то, что сейчас проходит в своем развитии Россия.
Из "Европейской модернизации" можно узнать, например, о том, как решались проблемы обесценивания денег после Великой французской революции и как решались сходные проблемы, возникшие в Германии, Австрии, Венгрии и Польше после Первой мировой войны, а в Югославии и Хорватии - после распада единого государства. На таком богатом историко-экономическом фоне совершенно по-новому начинают восприниматься проблемы нашей финансовой нестабильности минувшего десятилетия. Книга петербургских экономистов демонстрирует, как похожи многие российские проблемы на проблемы, стоявшие ранее перед другими европейскими странами. Становится видно и то, в чем же состоит реальная культурно-экономическая специфика отдельных стран. В том числе и нашей.
В книге нет раздела, непосредственно посвященного России. В то же время сопоставление европейского экономического опыта с хорошо известными отечественными событиями происходит на протяжении всей работы. И это, по признанию авторов, они сделали сознательно. Данный прием они объясняют тем, что собственную историю экономики наши современники знают, а если прочитать ретроспективу событий за рубежом по каждой стране, то получается цельная картина, выстраивается логика преобразований, имевшая место в том или ином месте Европы. Как правило, этому авторы посвящают отдельную главу. Это облегчает чтение и дает возможность отдельного сравнительного анализа по каждому государству.
Таким образом, работа Маргания и Травина наверняка вызовет оживленные дискуссии о путях экономического развития России. Какие-то выводы ученые поддержат, какие-то, возможно, опровергнут. Однако в любом случае останется главное - российский читатель получил с появлением этой книги интересный материал для размышлений и анализа путей развития европейской цивилизации и России как ее неотъемлемой части.