Екатерина Степанова. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. - М.: Весь Мир, 2005, 312 с.
Распыленная в сотнях репортажей, публицистических статей, аналитических обзоров идея о тесной связи производства, транспортировки и торговли наркотиками с самыми разными нелегитимными вооруженными формированиями в этой книге получила обоснование на самой точной базе - политэкономической и статистической.
Если подходить к проблеме ab ovo, то выясняется, что проблема наркотиков намного старше человечества. Ответ на вопрос, что возникло раньше - спрос или предложение, - таится в древности, измеряемой миллионами и миллионами лет. Жучок ламехуза, питающийся муравьиными яйцами, выделяет наркотическое вещество, до которого чрезвычайно падки некоторые виды муравьев. Иногда пагубная страсть доводит до деградации и вымирания целых муравейников.
Культура потребления и приготовления растительных наркотиков человеком также корнями уходит в каменный век. И уж где человеческий гений точно добился полного превосходства над природой, добился усиления природных алкалоидов в десятки и сотни раз, так это в изобретении тяжелых наркотиков благодаря успехам химии и медицины. Именно медицины. Потому что, например, героин был впервые синтезирован в лаборатории прославленной немецкой фирмы "Байер" в 1889 г. как болеутоляющее средство. Еще раньше с той же целью был изобретен кокаин. И со временем неутолимая героиново-кокаиновая боль приняла характер тщательно поддерживаемой глобальной эпидемии.
Степанова рассматривает историю и экономику наркобизнеса на примере трех стран - лидеров производства сырья и самих наркотиков в знаменитых Золотом полумесяце (Афганистан, Иран), Золотом треугольнике (Мьянма, бывшая Бирма) и Андском треугольнике (Колумбия). И это рассмотрение открывает много интересного для вдумчивого и озабоченного этим мировым злом читателя.
Прежде всего то, что все три страны стали лидерами предложения наркоты на мировом рынке в условиях долговременных внутренних конфликтов. И этот доходный бизнес со временем объективно стал одним из факторов затягивания конфликтов со стороны сил, противостоящих центральной власти.
Оказывается, в Золотом полумесяце больше всего выращивалось опийного мака в Иране во времена проамерикански настроенного шахского режима. Афганистан, где всегда существовали значительные территории, слабо подчинявшиеся правительству, в этом отношении отставал. Но исламская революция в Иране и ввод советских войск в Афганистан, начало там гражданской войны в корне изменили положение. В условиях вооруженной нестабильности опийный мак стал значительно более выгодной сельскохозяйственной культурой для крестьян и совсем выгодной для отрядов моджахедов, контролировавших производство героина в подпольных лабораториях и начало наркотрафика через границы с Ираном и Пакистаном.
Интересно, что с выводом советских войск и усилением гражданской войны в 90-е годы производство наркотиков в Афганистане сократилось. Резко осуждаемому во всем мире и у нас режиму талибов в 2000 году удалось жесткими мерами даже вовсе его прекратить. В то время как на территориях симпатичных нам Масуда и Дустума оно процветало. И продолжает процветать в нынешнем присутствии в Афганистане американских войск. А уж с выводом российских пограничников с берегов Пянджа наступит вообще золотая пора для Золотого полумесяца.
То есть не полномасштабная война, а тление конфликта - наиболее подходящая среда для возделывания наркосодержащих растений. Это в полной мере подходит к Колумбии. Разгром крупных фирм Медельинского и Калийского картелей привел лишь к появлению множества мелких. Крестьянам по-прежнему выгодно выращивать кокаиновый куст как на подконтрольных коммунистической партизанской организации ФАРК землях, так и на землях, подконтрольных тем, кто считает, что Маркс - это изобретатель марихуаны.
Это в полной мере подходит и к Мьянме, где вялотекущая гражданская война идет фактически со времени получения этой страной независимости в 1948 году. Степанова приводит интересный факт, что обособление территорий горных племен, не подконтрольных центральной власти, началось с того, что там обосновались остатки войск Гоминьдана, разбитого войсками Мао. А уж китайцы знали толк в опийном маке и организации преступных триад, захвативших контроль за наркотрафиком из Золотого треугольника.
Мировая власть наркотика, - это не какая-нибудь сила зеленого змия. Это вещь серьезная. Видимо, только жесткое наведение порядка на территориях застарелых конфликтов способно эту власть сломить. Американцы вот все бен Ладена ловят, ловят и, наверное, могут продлить себе это удовольствие, потому что героин в Афганистане по сравнению со Штатами чрезвычайно дешев.