Русско-японская война 1904-1905. Взгляд через столетие. Международный исторический сборник под ред. О.Р. Айрапетова. - М.: Модест Колеров и издательство "Три квадрата", 2004, 656 с., 16 с. илл.
Сборник включает в себя исследования отечественных, американских, французских, японских, сербских, греческих, голландских, английских и корейских ученых. Стратегии обеих сражающихся сторон посвящены статьи Инаба Чихару (в которой одновременно доказывается, что нападение Японии на Россию соответствовало тогдашним нормам международного права) и Николаса Папастратигакиса. К ним примыкает статья Джона Стейнберга о причинах поражения России в войне. Событиям, предшествовавшим началу конфликта и ключевым его моментам, посвящена большая работа Олега Айрапетова.
Роль бэкграунда выполняют Русско-японская война в фотографиях иллюстрированных изданий Вероники Смородиной и работа Юкико Китамуры о манге (многотомный комикс) современного японского художника Эгавы Тацуя на тему "сенсо" (Русско-японской войны).
История Русско-японской войны оставила после себя множество легенд. Они стали возникать, когда кровь русских и японских солдат еще лилась в заросли гаоляна, а стратеги генштабов напряженно стремились предугадать замыслы и намерения друг друга. Одной из таких легенд стал миф о миноносце "Стерегущий".
Согласно истории, впервые опубликованной в газете "Таймс", корабль 26 февраля 1904 года под Порт-Артуром вел неравный бой с четырьмя миноносцами противника. Когда средства к сопротивлению были исчерпаны, японцы попытались взять "Стерегущий" на буксир и отвести на свою базу в качестве трофея. Но два уцелевших матроса забаррикадировались в трюме корабля и, открыв кингстоны, затопили миноносец.
В 1911 году в Санкт-Петербурге на основе этой легенды скульптор Константин Изенберг создал памятник героическому экипажу. Памятник этот своими более чем смелыми образными решениями вызывал споры даже у самых последовательных поклонников модернизма.
И все, если не с памятником, так хотя бы с историей, было бы в порядке, если бы не один факт. У миноносцев типа "Сокол", к которым относился и "Стерегущий", в силу очень небольшого водоизмещения (275 т) не было системы кингстонов, а только переходные клапаны. Корабль, брошенный своим напарником по последнему походу миноносцем "Решительный", действительно выдержал тяжелый бой, в котором погиб весь экипаж (54 человека), и скорее всего затонул вследствие множества полученных повреждений в момент действительно имевшей места буксировки неприятельским миноносцем.
Почему же возникли легенды? Судя по всему, из-за информационной закрытости враждовавших сторон. И Япония, и Россия стремились представить конфликт как "маленькую победоносную войну", тщательно скрывали свои потери и преувеличивали потери неприятеля. Множество японских кораблей существовали после боев с русскими только на бумагах официальных отчетов Токио, а некоторые крейсера и миноносцы флота микадо благополучно отправлялись на дно в победных русских реляциях, шедших в Санкт-Петербург.
Командир крейсера "Варяг" Всеволод Руднев, желая оправдать гибель вверенной ему эскадры, "утопил" миноносец и крейсер "Такачихо". Правда, крейсер, к неудовольствию капитана, "всплыл" и успел поучаствовать в разгроме владивостокского отряда крейсеров, а смерть нашел от немецкой торпеды будучи не врагом, а союзником русских в 1914 году. Так что пришлось ограничить свои аппетиты одним миноносцем.
Гибель архивов японского генерального штаба во время американской атомной бомбардировки Хиросимы, естественно, не уменьшила число легенд и допущений. Развеять их могут лишь грамотные и честные исследования. Слава богу, шаги в этом направлении время от времени делаются.