Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1-2/ Составитель и редактор С.Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - Книга 1 - 632+520 с.
Двухтомник - результат объединенных усилий историков, социологов, философов, филологов, культурологов из России, Украины, Америки, Великобритании, Австрии и Финляндии. Они пытаются разобраться в устройстве семьи как механизма сегодняшнего общества. Сколько бы ни говорилось, в том числе и справедливо, о "кризисе" семьи, о том, что ее "классические" (на самом деле - сложившиеся всего-то к середине XIX столетия в буржуазной среде) формы теряют и убедительность и притягательность, - факт и то, что в нынешнюю неуютную эпоху, особенно в России, людям упрямо хочется переживать этот тип связи между ними как самый прочный, надежный, очевидный. Желание это понять и вдохновило интеллектуальное предприятие авторов во главе с составителем сборника - американским социологом Сергеем Ушакиным.
"Семью" можно собрать из любого подручного материала. Таким материалом могут оказаться и жизненные стратегии гомосексуалистов, уверенных, что классическая семейная жизнь не для них, и все равно тяготеющих к "семьеподобным" связям (Н.Нартова "Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания"; Б.Д. Бэр "Отцы и дети и любовники: "голубые" родители в постсоветской России"; Д.Воронцов "Семейная жизнь - это не для нас": мифы и ценности мужских гомосексуальных пар"), и жизнь одиноких детей-сирот в детдоме (Д.Бычков "Пространство (без) семьи"), и большая семья, в которую объединились, чтобы выжить, в сибирской ссылке декабристы (Я.Еремеев "Психопоэтика ссылки: сказка о декабристской Семье")┘
Сборник лишен стилистического единства. Различается и уровень вошедших в него работ: от изящных теоретических построений ("Язык русских тараканов (к постановке вопроса)" И.Утехина - анализ "грамматики" и "поэтики" семейных конфликтов) до ни на что особенное не претендующей, смиренной, вполне добротной фактографии ("Здешнего моего семейства не брошу": неравные браки и внебрачные дети декабристов" Е. и Н. Матхановых). Здесь вообще не стоит искать целостного взгляда на семью - то есть такого, который был бы общим для всех участников. "Семья" увидена глазами авторов как проект: во-первых, открытый, во-вторых - сформулированный по определению нечетко и переформулирующийся по ходу дела. "Семейный проект" строит себя прямо на глазах у читателя, тот может видеть многообразие и "кирпичиков", из которых он строится, и планов, по которым это происходит, и уже возведенных - и по ходу же дела разбираемых - конструкций. Читатель попадает на эдакую теоретическую стройплощадку - где вполне может выступить в качестве сотрудника, сам подумать, какие конструкции можно собрать из предлагаемых "модулей".
В сборнике семь разделов: "Фамильные ценности" (бытование семейных ценностей в разных социальных и культурных контекстах), "Родство по выбору" (типовые и нетипичные механизмы семьеобразования), "Бытовые тактики" (семья и устройство повседневной жизни), "Половые стратегии" (сексуальный аспект семейной жизни в его культурных смыслах), "Педагогическая проза" (воспитание детей), "Политика частного" (семья и политика), "Жизнь в пути" (семья и миграция).
Химеры массового сознания исследуются в совокупности с "объективными" социальными фактами - как вполне рутинными вроде половой жизни в постсоветском браке, так и в разной степени экстремальными (семейная жизнь людей разных культур, инвалидов-колясочников, ссыльных декабристов┘) и экзотичными (семейные или квазисемейные практики однополых пар или транссексуалов). Авторы неидеологичны и, при всех различиях позиций и исследовательских стратегий, чутки к сгруппированному вокруг образа "семьи" многообразию человеческих смыслов. Все они, кажется, равно далеки от намерений отстаивать "классическую" буржуазную семью как якобы единственно мыслимый резервуар нравственности и не склонны представлять ее как готовое явление с четко очерченными границами. Границы семьи поданы как принципиально разомкнутые, а образ - как множество отражений в осколках множества зеркал. И жизненных и теоретических. Приходит на ум Витгенштейн, объединявший некоторые вещи, не предполагающие ни точного определения, ни набора типовых признаков, в общности по типу "семейного сходства". С формами существования "семьи" тут происходит, кажется, именно это.
Семья как "способ организации жизни" (Ушакин) представлена на переломе, в нащупывании будущих форм. Многообразие ракурсов помогает увидеть в ней одну из сквозных тем существования человека. Таких сквозных тем вообще очень немного, и все - глобальные: ну, например, любовь, болезнь, рождение, смерть┘ Нетрудно заметить: даже эти наугад перечисленные темы укладываются в семейный проект, хоть отчасти да поглощаются им. Пронизывая разные эпохи (XIX, XX, XXI век), социальные пласты (крестьянство, городские жители, новозарождающаяся российская буржуазия, политические элиты), страны (Россия, Украина, Америка, Австрия), семья именно своим многообразием задает единство и уют жизни человека в истории. Она - один из главных проектов, по которым создается человек.