Милтон Бирден, Джеймс Райзен. Главный противник. Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ. - М.: Международные отношения, 2004, 512 с.
Разведчики умеют держать язык за зубами. Не верьте им, когда они "раскрывают свои секреты": как правило, это коллаж из общеизвестных сведений, приправленных изрядной долей дезинформации. Наивно ждать откровений от мемуаров последнего шефа "советского отдела" ЦРУ Милтона Бирдена - и все же книга "Главный противник: ЦРУ против КГБ" вряд ли залежится на наших прилавках.
Слишком уж интригуют скорость и обстоятельства ее появления на русском языке. Перевод 500-страничного тома выходит одновременно с американским изданием. Переводчик - отставной генерал-майор Службы внешней разведки. Издательство - "Международные отношения". Качество текста недвусмысленно свидетельствует о кропотливой работе над переводом: весь фактический материал тщательно выверен, стилистика безупречна, комментарии переводчика уместны и не менее интересны, чем авторский текст. И вся эта роскошь - при тираже в 2000 экземпляров, совсем некоммерческом, почти "для служебного пользования"!
Любопытно, что книга под названием "Главный противник" уже выходила в Смоленске два года назад за подписью Колпакиди и Прохорова, но подзаголовок у нее был немножко другой: "ЦРУ против России". Для Бирдена это отличие весьма существенно: описывая противостояние ЦРУ и КГБ в 1980-е, он всячески подчеркивает, что американская спецслужба боролась не против России, но за освобождение народов СССР от коммунистической тирании. С тех же позиций рассматривается и деятельность знаменитых советских "изменников Родины" (Тягачева, Полякова, Гордиевского), и боевые операции афганских моджахедов, которым посвящено не менее трети объема книги. Автору есть что о них рассказать: он лично снабжал афганских повстанцев ракетами "Стингер" и до сих пор гордится своей причастностью к изгнанию русских из Афганистана.
Само же ЦРУ в воспоминаниях Бирдена предстает в неожиданном свете. Это не слишком авторитетная организация, укомплектованная не лучшими кадрами и возглавляемая пожилым неопрятным интеллектуалом. Она регулярно допускает чудовищные промахи, теряет лучших людей, десятилетиями не может разоблачить агентов КГБ в своих рядах и узнает об исторических событиях (вроде падения Берлинской стены или кремлевского путча) из телевизионных новостей. В 1985 году ЦРУ полностью теряет свою агентурную сеть в СССР и не может восстановить ее до самого начала 90-х, когда перебежчики из КГБ сами стали наперебой предлагать свои услуги американской разведке.
О КГБ Бирден пишет с уважением и симпатией, как о мощной и прекрасно организованной спецслужбе, кризис которой был вызван не ошибками в работе, но общим коллапсом Советской власти. Активно используя мемуары Леонида Шебаршина и Рэма Красильникова, он ни разу не цитирует и не упоминает главного русского перебежчика 90-х годов - Олега Калугина. Походя касаясь острого вопроса о том, кто сдал американцам супершпиона Олдрича Эймса, Бирден говорит, что это был "агент ЦРУ из числа русских", но имени не называет. Впрочем, на то он и разведчик, чтобы не болтать лишнего.