В.А. Тюрин. История Индонезии - М.: Восточный университет, 2004, 595 с.
Над этой книгой известный востоковед Владимир Тюрин работал многие годы. Он проанализировал путь исторического развития Индонезии - от древнейших времен до настоящего времени.
Говоря о ранней истории Индонезии, исследователь подчеркивает, что на возникновение ее государства значительное влияние оказала индийская цивилизация. Приобщение малайско-индонезийского мира (Нусантары) к мировой цивилизации произошло в результате синтеза двух начал: уже существовавшей цивилизации и местного субстрата. Индийская цивилизация давала Нусантаре основные схемы оформления местных общественных процессов, а местная среда видоизменяла эти схемы в ходе их усвоения.
О проникновении ислама на архипелаг. Тюрин обращает внимание на две особенности: во-первых, исламизация происходила постепенно, на протяжении конца XIII-XVII вв., а во-вторых, отдельные народности многонациональной Индонезии различались и по времени приобщения к новой религии, и по глубине проникновения ислама в быт и духовный мир.
В условиях общего для всей Юго-Восточной Азии кризиса идеологии, основанной на воспринятых из Индии религиозно-философских системах, культе правителя и его обожествленных предков, ислам, содержавший идеи равенства, проповедовавший умеренность и простоту, отвергавший необходимость посредников между человеком и Богом, стал привлекательным для населения.
В центре главы о ранней колониальной экспансии - деятельность нидерланской Ост-Индской компании, завоевавшей Яву и установившей торговую монополию на архипелаге. Поскольку Компания запрещала осевшим на архипелаге (главным образом в Батавии-Джакарте) голландцам заниматься частной торговлей и предпринимательством, они устремляются в откупа и предпринимательство - занятия, мягко говоря, не способствовавшие совершенствованию человеческой натуры.
Когда Корнелис Сюйтхофф, между прочим, зять великого Рембрандта, потеряв в Батавии надежду прокормить себя живописью, занялся ремеслом, он был обвинен в нарушении монополии Компании и чуть не попал в тюрьму. К счастью, помогли друзья и Сюйтхофф стал служащим Компании - получил место надзирателя в той тюрьме, куда его собирались отправить.
"Система культур", то есть принуждение населения выращивать продукцию на экспорт, доходы от которого пролили золотой дождь на Голландию, деформировала социальную и экономическую систему яванской деревни, обрекла крестьян на деградацию и чувство неуверенности в меняющемся по произволу чиновников мире, в котором оказалась разрушенной система привычных ценностей и связей. Антиколониальная борьба объективно и взвешенно характеризуется на примере трех крупнейших движений: восстания Дипонегоро, или Яванской войны (1825-1930), войны народа на Западной Суматре (1821-1837) и Ачехской войны на Северной Суматре (1837-1913).
Тюрин рассказывает о национально-освободительном движении современного типа, развившемся в Индонезии после отмены в начале XX века "системы культур" и робкого вступления на путь капиталистического развития. Речь идет о мусульманской националистической организации Сарекат Ислам, а также о светских националистах во главе с Сукарно, разработавших в 20-40-е годы XX века идеологию мархаэнизма и панчасисы - учений о борьбе за независимость и о построении общества социалистического типа.
Уже во время Августовской революции 1945 года, в результате которой рухнула власть голландских колонизаторов, проявились главные противоречия Республики Индонезии: между сторонниками авторитарного президентского режима и сторонниками парламентаризма, между сторонниками секуляризма и приверженцами теократии и, наконец, между сторонниками буржуазной модели и приверженцами социалистических (по-разному понимаемых) форм развития.
Тюрин прослеживает противоборство основных политических сил: армии, бюрократической буржуазии и компартии. Крах "направляемой демократии" усматривается в том, что этот режим, продемонстрировавший неспособность гражданской бюрократии решить проблемы, стоявшие перед страной, становился ненадежным и опасным для правой коалиции, желавшей спокойно наслаждаться приобретенными при помощи государства благами и ликвидировать возможность развития Индонезии по иному, некапиталистическому пути. Творец "направляемой демократии" Сукарно принадлежал к тому типу лидеров Востока, которые опирались на традиционное сознание, где магия слова реально приобретает вполне реальную силу. И он вступил в конфликт с выросшими рационалистическими и вестернизированными слоями общества: значительной частью интеллектуальной элиты, торгово-промышленных слоев и городского населения, а также и мусульманской верхушкой сельских местностей.
Интересна и характеристика режима "нового порядка" генерала Сухарто, пришедшего к власти в результате переворота 1965-го. Этот режим, будучи внешне отрицанием "направляемой демократии", в определенной мере явился ее логическим развитием как с точки зрения характера власти (сосредоточение ее в руках бюрократической буржуазии и армейской верхушки), так и с точки зрения идеологии и системы политических институтов.
В заключение Владимир Тюрин рассматривает события 1998-2001 гг., в результате которых ушел бессменный с 1967 года президент Сухарто и президентом стала дочь Сукарно, Мегавати Сукарнопутри.