Никлас Луман. Общество как социальная система. Пер с нем. А.Антоновского. - М.: Логос, 2004, 232 с.
У российских мизантропов большая радость: вышел перевод научной книги, в которой доказывается, что людей не существует. Нет никаких самостийных и оригинальных Маш, Даш и Саш, а есть совершенно типичные элементы самопорождающихся систем, известных даже в неживой природе. Фундаментальный труд видного немецкого социолога Никласа Лумана "Социальные системы", первая глава которого издана отдельной книжкой в издательстве "Логос" - именно об этом.
Несмотря на то что в индивидах Луман не находит ничего примечательного, общество, состоящее из тех же бесцветных элементов, заслуживает, по его мнению, весьма пристального внимания. Целое гораздо больше составляющих его частей. Здесь все дело в коммуникации - совершенно уникальном способе, объединяющем людей. Именно коммуникацией обусловлено коренное отличие человеческого социума от всех прочих самопорождающихся систем - способность к самонаблюдению на основе самосознания.
Конечно же, самосознание - неоспоримая отличительная черта человеческого индивида. Однако все не так-то просто. Еще со времен Декарта европейская философия билась над проблемой познания "других сознаний". Прозрачный для каждого человека мир собственных мыслей абсолютно недоступен для всех остальных людей. Возможна лишь частичная передача содержания сознания посредством символов, циркулирующих в системе коммуникации. Причем, хотя коммуницировать могут только люди, вовсе не они являются субъектами коммуникации. Коммуникация вообще никому не принадлежит.
Более того, Луман вопреки очевидности настаивает: коммуникация - вовсе не способ трансляции чего-то, а способ создания нового содержания. Ведь то, во что превратится передаваемое сообщение в восприятии принимающей стороны, никогда не детерминировано. Такое понимание коммуникации вызывает к жизни и новое истолкование познания. Человеческое общество постоянно изменяется на основе самонаблюдения. Однако сама процедура наблюдения парадоксальна: возможность наблюдать что-то появляется одновременно с невозможностью увидеть что-то другое. Ведь познание основывается на различении того, что познается, и того, что остается без внимания. В момент наблюдения наблюдатель никогда не видит самого себя, а значит, его картина мира неизбежно будет неполной. Нет единого субъекта, который мог бы одновременно наблюдать и за всеми и за тем, как он сам наблюдает. Луман заостряет этот парадокс в броской формуле: у современного человека "нет никакой возможности попросить Господа прокомментировать современность". Целостный образ общества может создаваться только в системе коммуникации различных наблюдателей. По мысли Лумана, бессмысленно спрашивать "Каково общество?". Только вопрос "Как и кем оно наблюдается?" имеет реальные шансы на достоверный ответ.
Впрочем, нельзя забывать и о том, какой ценой достается способность системы к самопознанию: оно возможно только при условии полного обособления от мира, окружающего систему. Иными словами, окружающий нас мир остается абсолютно непознаваемым. "Современный мир уже не чтят как тайну, перед нею не испытывают ужаса... Именно в этом смысле мир перестал быть священным. Он, однако же, остается столь же недоступным...".
Получается, что социальная система - единственное, что доступно нашему познанию в строгом смысле. И это не так уж мало. К тому же скоро в нашем распоряжении окажутся еще четыре главы лумановского труда, выпущенные отдельными книжками. Согласно планам издательства, три из них должны увидеть свет уже в этом году. Хотя надежды, что все окончательно прояснится, мало. Ибо, как писал Луман, любая коммуникация остается незавершенной, а потому последнее слово оказывается в принципе невозможным.