Франсуаза Декруазетт. Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони/ Пер. с фр. Е.В. Морозовой. - М.: Мол. гвардия, 2004, 286 с.
Для Карло Гольдони, итальянского драматурга, жить в Венеции XVIII века означало жить в самом противоречивом городе Италии, а быть может, и всей Европы. Двойственность ощущалась во всем: роскошные снаружи дома были мрачны и ветхи внутри. При огромном количестве каналов обыкновенным делом становились засуха и пожары. Море венецианцы бороздили и возделывали чаще и лучше, чем землю. Символом же Венецианской республики считается Крылатый Лев, олицетворяющий мощь и легкость одновременно┘
В свою очередь, и Карло Гольдони, прославленный драматург, был человеком неоднозначным: адвокат, "снедаемый бесом театра", он занимал позицию между теми, кто творил историю, и теми, кто ее претерпевал. Примыкая то к одним, то к другим, Гольдони стал чутким наблюдателем: он находил сюжеты комедий прямо на площадях Венеции, а потом выводил на сцену реалистичные образы и с помощью многоголосицы театральной речи достигал беспристрастности и объективности. Для этого Гольдони должен был следовать традициям драматургии и одновременно нарушать их. Таким образом, перед ним возникла необходимость "реформировать традиции", возвести "новое здание на старом фундаменте"┘
Именно о такой повседневной жизни Венеции во времена Гольдони и рассказывает французская исследовательница Франсуаза Декруазетт. Начав с выбора наилучшего маршрута по городу и путаного объяснения "трудностей перевода" географических названий, Декруазетт описывает жизнь в Венеции во всех ее проявлениях. Речь идет не только об архитектурных достопримечательностях, о жизни людей разных сословий. Целые главы посвящены карнавалу и связанным с ним аттракционам, уводящим в мир иллюзий и зашифрованных смыслов. Особняком стоит рассказ об отношении венецианцев к женщине и женским журналам того времени, которые учили "дам воспитанных и образованных" естественной красоте┘
Золотой век Венеции снискал у современников и хвалу и хулу одновременно. И та и другая убедительны. Такое ощущение, что на восемнадцатый век пришлись и расцвет и упадок этого удивительного города...