0
1696

23.09.2004 00:00:00

Практическое химероведение

Тэги: Ивэр, идентичность, образ, восток


Нойманн Ивэр. Использование "Другого": Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. В.Б. Литвинова и И.А. Пильщикова, предисл. А.И. Миллера. - М.: Новое издательство, 2004, 336 с.

Эта книга - о том, что для того, чтобы стать самим собой, надо понять, чем ты быть не хочешь. Собрать все это, для эффективности, в один образ - вполне конкретный, чувственный, с настоящим именем; наделить его самыми неприемлемыми для себя чертами - и вот тогда уже от него отталкиваться. Так получается "Другой": тень, которую, оформляясь, отбрасывает всякое "Я". Без этого никакое "Я" не получается. Всякому "Я" - и личному, и коллективному - необходимы границы, более того - границы, находящиеся под угрозой. Чтобы было что защищать и переживать как ценность. Чтобы было внутри чего собираться.

Норвежец Ивэр Нойманн, специалист по международным отношениям, пишет о том, как образ "Другого" работает в политически действенных представлениях народов и государств о самих себе. Вначале Европа, желая осмыслить и прочувствовать себя в качестве общности, противопоставляла себя двум своим основным "Другим": Турции и России. Затем аналогичная операция повторялась при конструировании двух европейских регионов - Северной и Центральной Европы. И, наконец, те самые сообщества, из которых европейцы многие века подряд создавали для себя "Других" (народы с восточных границ европейского мира, русские и башкиры), изобретают собственную идентичность с помощью совершенно тех же приемов. И всякий раз, как бы ни проводились границы между своим и чужим, кто бы их ни проводил, речь неизменно идет об одном: о противопоставлении "нашего" Запада - "их" Востоку.

"Восток", упомянутый в подзаголовке книги, следовало бы взять в кавычки точно так же, как и "Другого": к географии, даже "воображаемой", он не имеет ни малейшего отношения. Этот Восток преспокойно может располагаться и на географическом западе (так, татары, которых башкиры упрекают в "восточности" за придание религии политического значения, обитают, как известно, к западу от Башкортостана - и ничего┘). Не подразумевается здесь, впрочем, и исторический Восток. В европейском словоупотреблении "Восток" давно уже приобрел значение едва ли не исключительно социальное и ценностное - и не только не собирается с этим значением расставаться, но, напротив, чрезвычайно в нем укрепляется. Это щель, в которую желающие быть европейцами сливают все, с чем себя не отождествляют. "Варварство". "Отсталость". "Косность". "Деспотизм". Список, в общем-то, открыт, но общий смысл понятен и задан довольно жестко. Это все "плохое", неконструктивное и темное. То, чего у "нас" нет, не должно быть и не может быть.

Конечно, в каком-то смысле Нойманн написал историю иллюзий. Правда, не тех, жертвой которых по простодушию или некомпетентности может стать всякий, но создаваемых вполне сознательно, по продуманным правилам. Такова технология иллюзий: представление кого бы то ни было в качестве "Другого" становится инструментом борьбы за политическое господство.

Нойманн не устает повторять, что сами по себе культурные различия (в том числе этнические) - могут не иметь никакого дифференцирующего значения. Приобретают они его только в том случае, если их нагружают политическим значением. А это, в свою очередь, делается совершенно сознательно и направленно. Тут работают профессионалы: интеллектуальная элита, обслуживающая в конечном счете интересы власти или тех, кто активно претендует на то, чтобы быть властью, - невелика разница.

Нойманн же видит свой долг ученого в том, чтобы развенчать все эти мифы. Он настаивает: "идентичность" вкупе с необходимым для ее поддержания "Другим" - всегда конструкт, артефакт, который очень легко превращается в средство манипулирования теми, кто готов принять эти "ярлыки для воображаемых сообществ" за само естество вещей и отстаивать их, может быть, даже ценой собственной жизни. Так будет ли кто-нибудь спорить, что труд Нойманна, по известному выражению одного исторического лица, - еще одна "очень своевременная книга"?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
522
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
449
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
542
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
292

Другие новости