Майкл Хардт, Антонио Негри. Империя / Пер. с англ. под общей ред. Г.Каменской. - М.: Праксис, 2004, 440 с.
Этот увесистый том, написанный американским литературоведом Майклом Хардтом и итальянским философом Антонио Негри, вышел впервые в Лондоне в 2000 году и сразу же стал интеллектуальным бестселлером. Одни восприняли "Империю" как "Коммунистический манифест" ХХI века, другие как самый радикальный анализ глобализма, а виднейший теоретик постиндустриализма Фредерик Джеймисон назвал книгу "первым великим теоретическим синтезом нового тысячелетия". Ее мгновенно начали переводить на другие языки. Практически сразу, в 2001 году, ею занялись и в издательстве "Праксис", специализирующемся на выпуске литературы по современной социальной теории. И вот наконец более чем 400-страничное издание появилось на русском языке.
Если вы думаете, что глобализация происходит где-то там, за бугром, и вас не касается, то эта книга для вас. Прочитав ее, вы поймете, что нельзя считать себя активным борцом против глобализма, объявив бойкот "Макдоналдсу" и не признавая мебель из "Икеи". В наше время частное пространство просто-напросто перестает существовать. До вас доберутся, куда бы вы ни спрятались. На смену репрессивным аппаратам национальных государств пришла великая Империя, контролирующая всю жизнь на планете.
По версии авторов, новый мировой порядок начал складываться после Второй мировой войны. Его прародителем была ООН, наднациональная организация, которая стала верховным арбитром в разрешении вооруженных конфликтов. Очень скоро к этому могучему инструменту присоединились транснациональные корпорации, а завершили дело средства массовой коммуникации, опутавшие собой весь мир. Империя - это не метафора современного могущественного государства, даже такого вездесущего, как США. У нее нет границ и нет, как это ни странно, единого управляющего центра. Парадокс, но именно поэтому она управляется лучше, чем все известные ранее социальные устройства. Рабы новой Империи - самые продуктивные за всю историю человечества. Удивительно лишь то, что они не осознают того, что их эксплуатируют.
Может показаться, что это сгущение красок, присущее маргинальным теоретикам. Подчиненность новым структурам уже встроена в наше "свободное" мировосприятие. "Матрица поглотила вас", а вы и не заметили. Как ни странно, но подобное мрачное видение картины социальной реальности характерно для многих актуальных мыслителей, не имеющих никакого отношения к марксизму.
Может ли человек глобального мира противопоставить что-то новой системе? Субъекта политического действия больше нет, коллективных интересов не существует. Многие вслед за Фукуямой говорят о конце истории, ибо такие изменения кажутся необратимыми. Однако Хардт и Негри не разделяют подобного пессимизма. Старых марксистов так просто с толку не собьешь! Чем мощнее производство, тем выше освободительный потенциал, считают они. Нужно только сформировать субъекта, способного оказать сопротивление.
Но как же бороться с Империей, окружность которой повсюду, а центр - нигде? Как найти врага, победа над которым изменит ситуацию? Вот здесь-то и необходим сложнейший анализ современной ситуации. Наше единственное оружие - "способность саботировать, разрушая тем самым паразитический порядок современной власти". Империя создается и воспроизводится нашими усилиями, и только мы можем дать своей энергии другое направление. Самое главное теперь - найти верные слова, которые позволят артикулировать боль нашего существования. Как раз в этом и заключался основной смысл написания этой книги. Почти наверняка радикальные левые будут разочарованы - авторы не смогли предложить новую стратегию тотальной борьбы. Их амбиции гораздо скромнее: "Мы просто хотим понять, что реально происходит в нашем мире". А мы разве не хотим?