Бронислав Малиновский. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / Пер. с англ. В.Поруса. - М.: РОССПЭН, 2004, 552 с.
Бронислав Малиновский. Избранное: Динамика культуры / Пер с англ. И.Кожановской, В.Поруса, Д.Трубочкина. - М.: РОССПЭН, 2004, 959 с.
Два толстенных тома трудов Бронислава Малиновского - в общей сложности почти две с половиной тысячи страниц убористого текста - лишь малая часть наследия одного из самых ярких ученых-гуманитариев ХХ века. Малиновский - признанный классик из числа тех, чьи труды обозначают поворотные точки развития гуманитарной мысли последнего столетия. Когда имеешь дело с фигурами такого ранга, одно только намерение изложить значение созданного ими в двух словах кажется едва ли не кощунственным. Но если все-таки попробовать, то получится вот что. Малиновский был одним из тех пионеров современной этнологии, которые покинули уютные кабинеты и отправились в отдаленные уголки земли, чтобы воочию увидеть то, о чем прежде узнавали из отчетов миссионеров и путевых заметок мореплавателей и торговцев. Именно благодаря таким ученым, как Малиновский, этнология и этнография обрели свой собственный исследовательский метод и стали настоящими эмпирическими науками в лучшем смысле этого слова.
В своих книгах Малиновский то и дело сетует, что большинство читателей видит в монографиях по этнологии не столько серьезные научные исследования, сколько сборники экзотических курьезов и анекдотов. Между тем его собственные работы доказывают, что одно вовсе не обязательно противоречит другому. Более того. Сколь бы серьезны ни были намерения автора, какие бы глубокие теоретические вопросы он ни обсуждал, последнюю и окончательную убедительность его соображениям придает пряный аромат туземного быта, донесенный до читателя наблюдательным и остроумным рассказчиком. Этнологические штудии Малиновского - тот редкий случай, когда сугубо научный текст ничем не уступает в яркости и увлекательности лихо закрученному роману.
Большую часть двухтомника составляют не кабинетные теоретические обобщения, а результаты полевых исследований, то есть итоги многолетнего пребывания автора среди тех самых туземцев, о которых идет речь. Первый том - дебютная книга Малиновского "Аргонавты западной части Тихого океана", своего рода ознакомительная экскурсия по культуре Тробрианских островов и одновременно первая попытка вникнуть в многосложную взаимосвязь экономики, политики, магии и мифологии, которая определяет уклад жизни небольшого тихоокеанского народа. Главный сюжет книги вращается вокруг странного обычая меланезийцев совершать регулярные навигации между островами с целью церемониального обмена товарами (так называемыми "кула"). Второй том открывается главной теоретической работой Малиновского "Динамика культурных изменений", где излагаются принципы созданной им функциональной теории культуры, но она занимает лишь пятую часть объема. Остальные четыре пятых составляют многообразные демонстрации эффективности изобретенного им метода, среди которых несомненным фаворитом является знаменитая книга "Сексуальная жизнь дикарей Северно-Западной Меланезии".
Главная идея Малиновского проста, как все гениальное. Если в культуре что-то существует - значит, это для чего-то нужно. Ничего лишнего или бесполезного в ней нет, и чтобы это понять, нужно просто внимательнее присмотреться. Почему меланезийцы вопреки привычным для нас представлениям не видят никакой связи между совокуплением супругов и рождением детей? Почему секс до брака между будущими супругами на Тробрианах в порядке вещей, а вот пригласить девушку на обед до того, как женился на ней, означает опозорить ее перед соплеменниками? Почему неженатым любовникам можно проявлять свои нежные чувства друг к другу открыто, а супругам не то что обниматься - за руки взяться на людях неприлично? Почему намеки на сходство между детьми и матерью здесь оскорбительны, а указание на их сходство с отцом, напротив, всячески приветствуется? Все это, как и многое другое, кажется абсурдным только на первый взгляд. А если докапываться до сути, отрешившись от предрассудков, то окажется, что все это по-своему целесообразно и даже мудро. Не верите? Прочтите Малиновского.