Жан Лакруа. Избранное: Персонализм / Пер. с фр. И.Блауберга, И.Вдовиной, В.Володина. - М.: РОССПЭН, 2004, 608 с.
Том избранных сочинений французского персоналиста Жана Лакруа, переведенных на русский язык, можно было бы предварить следующей аннотацией: "Это книга для тех, кто хочет осознать себя личностью и, может быть, даже ею стать". Под одной обложкой собраны работы Лакруа разных лет, что позволяет проследить развитие взглядов философа почти на всем протяжении его философского творчества. Эти взгляды поражают своим постоянством. Примкнув в 1932 году к организованному Эмманюэлем Мунье журналу "Эспри", призванному противостоять эксплуатирующим духовную деградацию человека идеологиям, Лакруа до конца дней оставался верен однажды избранному идеалу. Появлявшиеся с годами изменения и новации не отменяли, но развивали изначальные интенции. Поэтому составители книги оправданно отказались от хронологического принципа ради всестороннего раскрытия богатой содержательной наполненности персонализма Лакруа. Позднее сочинение 1972 года "Персонализм: истоки - основания - актуальность" следует первым по порядку. Это своеобразный итог, сумма персонализма, в которой мэтр, переживший многих своих соратников и не соблазнившийся новыми, более модными теориями, оглядывается назад и взвешенно оценивает значимость и ценность философского течения, в создании которого он принимал активное участие. Конечно, этот итоговый труд расставляет иные акценты, нежели более ранние полемически заостренные "Персонализм как антиидеология" (1932) и "Марксизм, экзистенциализм, персонализм" (1949). Но теоретическая основа всех работ остается общей и неизменной.
Причина этого, видимо, кроется в том, что Лакруа понимает персонализм предельно широко. Для него он не школа, но философская позиция, которую разделяли Августин, Фома Аквинский, Кант, Кьеркегор, Маркс, Бакунин, Мунье, Сартр и многие другие мыслители, верующие и неверующие, революционеры и консерваторы. Персоналистом является всякий, для кого в центре философских рассуждений находится понятие личности. Личность - это средоточие всех человеческих актов, физических, психических, интеллектуальных, индивидуальных и социальных, моральных и эстетических, благодаря которым человек как индивид получает шанс изменяться, стремиться к цели, достижение которой делает его лучше. Поэтому персонализм требует не столько интеллектуальных, сколько жизненных усилий, вовлечения в мир. Быть личностью - значит чувствовать и осознавать напряжение мира, причина которого заключается в том, что сама по себе личность не является ни индивидуальным, ни универсальным началом. Как полагает Лакруа, она скорее лежит за пределами индивидуального и универсального и создает между ними постоянное напряжение, в котором призван жить человек.
Драматический пафос, которым наполнены сочинения персоналиста Лакруа, возвышен и ясен. Попробуйте увидеть в себе и других личность, призывает он, - и мир изменится к лучшему. Поэтому даже самую ничтожную личность следует уважать. А это требует проницательности, умения распознавать личностное существование в многообразии проявлений человеческой жизни, глядя на людей с внимательной простотой мудреца, трепетно заботящегося не только о понимании, но и об улучшении жизни. Как ради такой цели организовывать понятийное мышление, Лакруа демонстрирует в работах "Чувства и нравственная жизнь" и "Смысл диалога", состоящих из маленьких изящных статей, просто и доступно объясняющих, как скука, патология, тщеславие и двуличие существуют в нашей жизни вместе с дружбой, любовью, трудом, культурой, свободой, милосердием. Какими бы разными и даже взаимоисключающими ни казались эти проявления человеческого существования, какие бы разные теории, пытающие их объяснить, не стояли за ними, все они существуют и имеют смысл лишь в единстве личности. Поэтому личность, уверен Лакруа, всегда останется тем понятием, отказ от которого означал бы отказ человека от попыток признать, познать и улучшить самого себя.