Лев Додин. Репетиции пьесы без названия / Литературная запись репетиций А. Огидиной. - СПб.: Балтийские сезоны, 2004, 480 с.
Первая книга Льва Додина называется просто - "Репетиции пьесы без названия". Выход книги приурочили к 60-летию режиссера и художественного руководителя Малого драматического театра - Театра Европы.
В этом внушительном томе опубликована сценическая композиция Льва Додина по чеховской "Пьесе без названия", представлены широкой публике записи застольного периода репетиций и впервые досконально описан процесс самих додинских репетиций. На выставке "Pro театр", которая, как и недавние московские гастроли, входила в афишу юбилейных мероприятий "Золотой маски", среди разных других уголков, был и репетиционный "черный кабинет". Можно было прижаться ухом к кулисе и послушать, что же там говорит своим актерам Лев Абрамович Додин. Запись была сделана на репетициях "Дяди Вани"; около динамика неизменно теснились люди: слово Додина было интересно всем, а пускать на репетиции в Малом драматическом не принято. Только что вышедший том кое-что позволяет узнать.
Еще книга снабжена неплохим библиографическим указателем: статьи, интервью, научные работы, которые имеют отношение к этой постановке, фотографии репетиций.
Правда, как из литературного текста Чехова получается сценический текст Додина, остается непонятным, хотя все то, что при этом говорилось, можно прочитать. Можно даже попытаться "вычленить", так сказать, "технологию производства спектакля" и даже уловить ту грань, за которой эта технология становится творчеством. Но в тайну перехода этой самой грани, за которой технология и ремесло оборачиваются тайной творчества (даже прочтя эту книгу от корки до корки), проникнуть невозможно. Думается, это как раз та часть профессии, которой нельзя овладеть по книгам, даже самым умным, которую можно получить лишь из рук мастера, да и то - с оговорками про умение слушать и слышать, талант и т.д. Если он захочет тебе ее преподать и если у тебя хватит терпения, ума и таланта, чтобы ей научиться.
Можно лишь позавидовать нынешнему курсу Льва Додина в Петербургской театральной академии, на котором уже второй год получают свою профессию: кто - актерскую, кто - режиссерскую - человек двадцать, которым повезло в этой жизни уже просто потому, что их выбрал Додин. Кстати сказать, в конце мая все успешно закончившие второй год обучения отправились со своими педагогами в Милан. Где прошло, так сказать, "перекрестное опыление": нынешний художественный руководитель Пикколо-театра Лука Ронкони провел мастер-классы для студентов Додина, а мэтр российской режиссуры дал два открытых урока (для студентов курса Ронкони и для зрителей) со своими прилежными и энергичными студентами и попытался научить чему-нибудь темпераментных и непоседливых итальянцев.
Для публики же, которая в течение месяца исправно ходила на Таганку, где гастролировал додинский театр, эта книга останется как память о редком театральном счастье, как увесистое дополнение к гастрольной программке.
Санкт-Петербург