Дэвид Хелд, Энтони Макгрю, Дэвид Гольтблатт, Джонатан Перратон. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. В.Сапова и др. - M.: Праксис, 2004, 576 с.
Некогда Томас Кун, известный теоретик философии и истории науки, предложил модель развития научного познания, в которой представлены два различных и взаимообусловленных состояния - "научная революция" и период "нормальной науки". Конечно, у этой теории было много сторонников и критиков, но, в сущности, научное сообщество приняло аргументы Куна и время от времени, определяя параметры науки, применяет этот метод разделения. Упрощая, можно говорить о том, что период "нормальной науки" - время научной рутины, работы педантов и лабораторных крыс. Тогда как пора "научных революций" - это время расцвета гениев, предлагающих свежие идеи, взращенные, впрочем, предшествующим поколением въедливых МэНээСов.
Самый педантичный народ, известно, британцы. В установлении норм и правил им, пожалуй, не сыскать равных. Потому не удивительно, что первый системный анализ теорий глобализации сделан именно ими. Книга Дэвида Хелда, профессора из Лондона, и его коллег Энтони Макгрю из Саутгемптона, Дэвида Гольтблатта и Джонатана Перратона "Глобальные трансформации" - первое многоплановое исследование теорий глобализации, пытающееся вывести саму глобализацию из сонма современных политико-экономических идолов и клише, выявить недостатки существующих интерпретаций глобализационных процессов и применить традиционные методы научного анализа и к процессам глобализации и к тем социально-политическим теориям, которые вокруг них возникают.
Авторы выделяют три направления современной мысли: гиперглобалистов (к коим причисляют как неолибералов, так и неомарксистов), "скептиков", сомневающихся в "глобальности глобализма", и трансформистов, изображающих глобализацию исторически беспрецедентным социальным процессом. Их положения - то на правах доказательств, то на положении объектов контраргументации - служат иллюстрацией самих глобализационных процессов.
Структура книги довольно традиционна для научного исследования подобного рода: каждая отдельная сфера человеческой деятельности и социальных преобразований берется в историческом разрезе, через который прослеживается ее трансформация в современное состояние. В качестве наиболее значимых вех представляется развитие общества в политическом разрезе (с экскурсом в имперское прошлое через шаткое для Европы Средневековье и империалистское Новое время к грядущим перспективам); военном; экономическом (от возникновения торговых путей до ВТО); финансовом (от золотого стандарта до создания глобальной финансовой системы); экологическом и собственно социально-коммуникативном.
Авторы стремятся представить глобализацию в качестве некого неоднородного процесса или, лучше сказать, процессов, имеющих место в современном обществе. Однако в качестве примеров авторы выбирают лишь шесть стран - Великобританию, США, Францию, Германию, Швецию и Японию - и тут их попытки доказать, что эти страны исчерпывающе репрезентативны для картины мира в целом, оказываются малоубедительными.