0
1188

13.05.2004 00:00:00

Казус Муму

Тэги: деннет, психика


Дэниел С. Деннет. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Пер. с англ. А.Веретенникова под ред. Макеевой. - М.: Идея-Пресс, 2004, 184 с.

Имя американского философа, директора Центра Когнитивных Исследований Дэниела Деннета худо-бедно известно русскому читателю. Около года тому назад в самарском издательстве "Бахрах-М" вышла русская версия антологии текстов по современной философии сознания и искусственного интеллекта, которую Деннет подготовил к печати вместе с другим известным американским популяризатором науки Дугласом Хофштадтером. Тогда, правда, философские гипотезы о природе человеческой психики были окружены ореолом фантастики: тексты Деннета, американского биолога Ричарда Доукинса и того же Хофштадтера соседствовали с выдержками из научно-фантастической прозы Станислава Лема. Впрочем, то, о чем писал тогда Деннет, тоже относилось к разряду трудно вообразимого: в его статье ставился мысленный эксперимент по отделению мозга Деннета от тела Деннета для получения его робота-двойника. Оставалось только решить, кто из этих двоих истинный Деннет, а кто его дубль - тот, кто с мозгом, или тот, кто с телом?

"Виды психики", впервые опубликованные в Америке в 1996 году, имеют ту же интригу: как соотносится сознание с телом? Однако на сей раз, чтобы ответить на столь каверзные вопросы, Деннет копает гораздо глубже. Его интересуют теоретические основания, на которые опирается наша мысль о сознании. В более прикладном виде проблему можно сформулировать так: чем человеческая психика отличается (если действительно чем-то отличается) от психики животных, и в каком смысле вообще можно говорить о психике животных? Вопросы, тревожащие душу не только кабинетного теоретика сознания, но и любого владельца домашней живности.

Метод, избранный Деннетом для взлома черного ящика человеческой психики, предопределен двумя обстоятельствами: принадлежностью автора к традиции аналитической философии и его приверженностью эволюционной теории Дарвина. Третьим столпом в его теории сознания служит современная эмпирическая психология и биология. Собственно, именно эти науки, накопившие огромное количество данных о поведении животных, побуждают философов вновь и вновь задаваться вопросами, над которыми уже ломали голову мыслители Нового времени, от Декарта и Гоббса до Юма. Вот и получается, что для Деннета именно Декарт - главный авторитет и главный оппонент. Пресловутый декартовский дуализм души и тела, предположение о существовании некой нематериальной субстанции, называемой сознанием, - вот с чем никак не может себе позволить согласиться уважающий себя современный философ антиметафизической ориентации. Со своей стороны, птицы, рыбы, муравьи, шимпанзе, жабы и моллюски предоставляют в его распоряжение обильный материал для подтверждения более милой его материалистическому сердцу гипотезы о принципиальной укорененности рационального (по внешним меркам) поведения в телесности.

Впрочем, Деннет не из тех сентиментальных любителей животных, что склонны приписывать братьям нашим меньшим действительный разум. Он выстраивает целую эволюционную шкалу, по которой распределяет различные создания матери-природы. Низшие виды (например, вирусы) он уподобляет слепым агентам-роботам, лишенным представления о целях выполяемой им работы. Более развитым представителям земной фауны (например, голубям) приписывает возможность избирательных поступков и, как следствие, способность к простейшему научению. Человек, пусть он и обнаруживает некоторые черты, общие с птицами, рыбами и рептилиями, все-таки оказывается на высоте, недосягаемой для животных: он умеет проводить мысленные эксперименты, то есть предугадывать последствия своих действий без их совершения. Кроме того, его неоспоримым преимуществом в освоении внешнего мира является язык - система меток, позволяющая пользоваться понятиями. Впрочем, теория возникновения языка у Деннета проговорена несколько вскользь: она служит ему скорее завершающим штрихом, призванным наметить теоретически высчитанную, но все еще остающуюся туманной границу.

Деннет не кокетничает, когда в самом начале говорит, что в его исследовании больше вопросов, чем ответов. Вопросами он открывает свою книгу, вопросами и заканчивает. Чем отличается боль от страдания? Как переживается боль? Испытывает ли лягушка с поврежденной лапкой такие же страдания, как и получивший травму человек? И так далее. Если вы думаете, что все это носит столь же отвлеченный характер, как и отделение мозга от тела с целью создания робота-двойника, то вы глубоко ошибаетесь. В мировой законодательной практике уже давно относятся к животным как к субъектам права. Например, в 1986 году британское правительство внесло поправки в законы о защите подопытных животных и добавили осьминога к числу тех животных, которых запрещено оперировать без анестезии. Да и вы, неужели вы не содрогаетесь от мысли, что щенков, рожденных в этом году от вашей любимой Жучки, придется утопить за невозможностью устроить у себя дома филиал зоопарка? А чем комары хуже?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1584
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1282
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2216
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1059

Другие новости