Ольга Воронина. Феминизм и гендерное равенство. - М.: УРСС, 2004, 320с
Тем, кто занимался лингвистикой или философией языка, наверняка известна книга Джорджа Лакоффа "Женщины, огонь и другие опасные предметы". И хотя книга Лакоффа, в сущности, никакого отношения к феминизму не имеет, название это напоминает нам, что женщины опасны, по меньшей мере добра от них не стоит ждать, особенно если речь заходит об изучении этого невероятного явления - женщины. Из суеверного опасения многие считают феминизм чем-то странным, подозрительным, весьма далеким от науки, от серьезного дела и вообще никчемным. И, признаться, тем, кто рискует добросовестно заниматься дисциплиной под названием "феминизм", приходится весьма непросто: недоуменное равнодушие, насмешливый скепсис, непонимание, раздражение, неприязнь - примерно такой набор отношений выражает к ним публика.
Тем паче похвальны усилия Ольги Ворониной, выпустившей в издательстве УРСС книгу "Феминизм и гендерное равенство".
Ольга Воронина, директор Московского центра гендерных исследований и, пожалуй, один из наиболее давних и последовательных сторонников и методологов гендерного и феминистского движения в России, представляет то направление гендерных исследователей на постсоветском пространстве, которое стремится к осмыслению и концептуализации вопросов, связанных с проблемами пола не столько в практическом и прикладном разрезе, сколько в их методологическом обосновании в рамках наук о человеке вообще. Если коллеги Ольги Ворониной из Харькова и Питера, представляющие серьезные проекты методологического анализа гендера, обращаются в значительной мере к эмпирии, то представители Московского гендерного центра склонны более к осмыслению проблем гендера в широком философском и историческом контексте.
"Феминизм и гендерное равенство" - попытка самостоятельно систематизировать и адаптировать к требованиям российского читателя историю вопроса и концепцию равенства полов. Это далеко не первая попытка. За последние несколько лет выходили разные работы, ставящие перед собой аналогичные цели. Стоит обратить внимание на две из них: изданное в Петербурге и Харькове в 2001 г. "Введение в гендерные исследования" и на вышедшую в том же году в московском издательстве "Идея-Пресс" работу Валери Брайсон "Политическая теория феминизма". Все эти книги преследуют примерно одну и ту же цель: донести до читателя смысл гендерных исследований, историю развития феминистского движения, историю осмысления данных вопросов и направлений мысли с ними связанных. Конечно, каждая из книг имеет свои особенности. "Введение" - наиболее полное и подробное издание, да к тому же подкрепленное хрестоматией с ключевыми текстами по гендерной проблематике. Оно очень насыщенно. Однако главный его недостаток - дискретность, некая несвязанность образов лишает читателя возможности составить целостную картину, связное представление о том, что же собой представляют гендерные исследования.
Книга Валери Брайсон гораздо более понятна и однородна. "Феминистский вопрос" рассматривается тут от самого его возникновения в культурном контексте современного Запада и до нынешнего положения вещей, с ним связанных. Эта книга, как и книга Ворониной, в значительной мере обзорна, а потому, возможно, не слишком подробна. Кроме того, это - "не наша" книга. Она написана из другого контекста и для другого сознания.
Ольга Воронина, чья работа (в первую очередь структурно) напоминает работу Валери Брайсон, пытается адаптировать все те же вопросы для понимания российского читателя и целостно представить структуру гендерных исследований в нашем культурном контексте.
В отличие от Брайсон, для которой ключевым является политико-правовой аспект проблемы, Воронина стремится к рассмотрению вопроса с точки зрения философской концептуализации и социальной проблематики. Более того, Воронина представляет феминизм в качестве социальной теории.
Первая глава книги обращена к истории вопроса о правовом и социальном равенстве полов. Вторая представляет основные школы и направления гендерной мысли, третья и четвертая - политико-правовую организацию при решении вопроса о различии полов. Пятая ("Теория и практика гендерного равенства в России") - пожалуй, наиболее интересная и свежая - включает проблему гендерного баланса в контекст советской и российской повседневности и затрагивает такие любопытные моменты, как нынешняя государственная политика в отношении прав полов, гендерные отношения в научном сообществе, женские движения в России. В этой главе концептуализируется символический смысл советской модели гендерного права.
Безусловно, не обошлось без недостатков. Пожалуй, один из наиболее заметных - книга по большому счету "повторение пройденного", резюме тех работ по гендерной проблематике, которые вышли за последние несколько лет. Но этот недостаток одновременно и достоинство: обобщение всего того корпуса гендерных и феминистских текстов, которые обрушились на наших еще недавно несведущих читателей.