FARC-EP. Революционная Колумбия. История партизанского движения. Пер. с англ. А.М. Майского. - М.: Гилея, 2003, 222 с.
В мировом политическом мейнстриме незаметные, но прочные позиции занимает прилагательное "забытые" - войны, революции, партизанские движения всех мастей, о которых в нашей прессе вспоминают редко, как об экзотике. Западная Сахара, бесконечные политические неурядицы в Мьянме (бывшей Бирме), неразбериха в Сомали. Почетное место в этом ряду занимает перманентная коммунистическая революция в Колумбии. А уж так называемая мировая левая совсем отодвинута от всеобщего внимания исламским фундаментализмом. Но напрасно торжествуют наперсники буржуазно-демократического разврата! Есть издательство "Гилея", которое, судя хотя бы по рекламной странице в книге, регулярно знакомит и будет знакомить любопытного читателя с творчеством современных и недавних наследников идей Кампанеллы, Маркса и Троцкого.
После распада соцлагеря прошло уже порядком времени, и анафему Горбачеву почти никто и не поет. Ну какие голоса у бабулек и дедулек на митингах у памятника основоположника? Молодые сильные голоса раздаются из колумбийской сельвы, но не слышны из-за расстояния. А между тем революционной организации Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejercito del Pueblo (FARC-EP) (Революционные вооруженные силы Колумбии - Армия народа) в этом году исполняется 40 лет. Столько же или почти непрерывной войне, которую организация под чутким и пламенным руководством "старейшего партизана планеты" Мануэля Маруланды Велеса ведет с правительством.
Книга состоит из истории FARC и ее борьбы, а также из документов, принятых на разных регулярно созываемых в джунглях, в местах дислокации партизан, отчетных и теоретических конференциях. Читать иногда любопытно, но чаще возникает аллергическая изжога. Тем, кому не довелось изучать историю КПСС и материалы ее съездов, этого не понять. Национально-специфическим в этих документах является то, за что эти лесные коммунисты и духовные дети Че Гевары чаще всего попадают в мировые новости - враги приписывают партизанам причастность к производству и транспортировке наркотиков, а партизаны от этого всячески открещиваются. Более того, "РВСК объявили наркобаронам войну: они устраивают нападения на плантации коки, охраняющиеся многочисленными частными армиями, взимают налог с наркопроизводителей и наркоторговцев (естественно, не "натуральный", а денежный)". Однако известно, что везде, где наркосодержащие растения требуют ухода и возделывания (кокаиновый куст был окультурен еще в доколумбову эпоху), гораздо выгоднее и безопаснее не разводить обширные плантации, а принимать урожай с мелких крестьянских участков. В своих аграрных программах красные партизаны благородно ратуют за вытеснение культуры коки культурой кофе, а пока, получается, сжигают посевы крестьян, интересы которых, как всякие коммунисты, и отстаивают. Но вот сжигают ли?
Недавно в одной документальной телепередаче рассказывалось о партизанском движении в СССР в годы Великой Отечественной войны. И развенчивался один устойчивый советский миф о бородатом деде-мстителе с трофейным шмайссером, сражающемся на свой страх и риск. Но где брал дед патроны, когда они кончались? На самом деле, конечно, все партизанские отряды организовывались, руководились и снабжались НКВД.
Если колумбийские красные герильерос в прошлом и могли теоретически поддерживаться СССР и Кубой, то в настоящее время нет. Если они не занимаются туристическим бизнесом, не качают нефть, а только героически сражаются, то на какие, извините, бабки? Каждый выстрел из автомата стоит 20-30 центов. Можно добывать средства ограблениями, что FARC и декларирует как закон о налоге с физических лиц, стоимость имущества которых превышает 1 млн. песо, можно доить местных Савв Морозовых. Но можно и собирать богатство, которое растет из земли. И так в андских предгорьях было всегда.
Две цитаты. "Индейцам так нравится кука, что они ценят ниже нее золото и серебро┘" "Она дает еще одну великую пользу, а именно - большая часть дохода епископа, и каноников, и остальных служителей кафедрального собора Коско поступает от десятинного сбора с листьев куки; и многие испанцы обогатились и обогащаются от торговли и перепродажи этой травы┘" Это еще в XVI веке писал первый латиноамериканский историк и публицист Инка Гарсиласо де ла Вега.
Среди партизанских документов встречается и риторическая декларация о том, что нужно бороться со спросом на кокаин в США и других развитых странах. Тогда не будет и предложения со стороны слаборазвитых. Но это вопрос о курице и яйце. В котором побеждает непобедимая потребность человечества в кайфе. А пока вполне объяснимая картина.
В центре "Золотого треугольника" Юго-Восточной Азии - Мьянма, где есть просто наркодельцы и партизаны с разнообразной идеологической начинкой. В центре "Золотого полумесяца" - Афганистан, где одни просто зарабатывают на героине, а талибы с "Аль-Каидой" - на дело исламского экстремизма. И в Мьянме, и в Афганистане алкалоидному бизнесу выгодна политическая нестабильность. То же самое в Колумбии. Есть в кокаиновой стране коррумпированное правительство, имеющее свою долю, есть беспартийные наркобароны вроде покойного знаменитого Пабло Эскобара, и есть честные коммунистические наркопартизаны FARC. И нечего тут стесняться. История показывает, что все нелегитимные борцы с легитимными режимами рано или поздно сближаются с уголовниками. И гулаговская теория о "социально-близких" верна. Такой вот марксизм.