Русская армия генерала Врангеля. Бои на Кубани и в Северной Таврии / Составление, научная редакция, предисловие и комментарии доктора исторических наук С.В. Волкова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003, 943 с.
Книга, увесистый том, отдана первым месяцам истории русской армии после эвакуации из Новороссийска и Одессы в Крым.
Казалось бы, узкая тема. Но разобрана до косточек, до мельчайших осколков шрапнели. И через отдельные детали, через воспоминания участников кровавых событий показан весь масштаб Гражданской войны, косившей налево и направо. В общем-то, перед нами художественный альманах. Очень уж живописна летопись, исполненная бесчисленными авторами.
"Слава побежденным!" - общая мораль. Однако из-за разноголосицы ощущения идеологического перекоса не возникает. Не выкрики лозунгов, а вскрики пораженных снарядом, пулей ли бойцов. И постоянное изображение природы, чем отличился среди прочих барон Врангель, один из писателей сборника. А природа, она не врет. Яростно-гибельный солнечный день, войска вступают в город, барышни в кружевах, церковный звон. Свет и тепло предваряют стужу, отступление, новое кровопролитие, да и с неба хлещет, как из ведра. И не воодушевление, а скорбь овладевает душой. "Пулеметы наши все еще строчат. Над нами поют красные пули┘ Я оглянулся назад. Мост был охвачен пламенем, две лодки неслись вниз по течению, а остальные, разорвавшись на две части, колыхались у нашего берега. Шел мелкий осенний дождь. Мы шли по вязкому песку к месту погрузки".
Кстати, природа, увиденная военными глазами, как-то пафоснее и весомее обыденной. Кстати, "противнику", которого герои-беляки раскидывают и колошматят, сочувствуешь. По прошествии целой эпохи, да как и всегда, не вызывает злорадства удачное истребление одного соплеменника другим. "В камышовом сарае, куда забежал один из офицеров, на него бросился скрывшийся там красный, начал душить; стрелки подняли душителя на штыки┘ Мы разметали атакующих. Это были красные курсанты. Бой под Михайловкой 17 августа 1920 года был их последней песней". Жалкий какой-то цинизм, неубедительный, особенно в свете того, что проиграли все-таки повествователи.
Бахвальство белогвардейцев не напрягает своей одномерностью, так как скрашивается трагедийными красками. Например, эстрадная сцена, приезд к корниловцам певицы Н.В. Плевицкой. Описание начинается красивостью: "Корниловцы расселись по скатам. Вся эстрада и ров были залиты лунным светом. Глухо доносился прибой.
- Встать, смирно, господа офицеры! - раздалась команда"┘
Вскоре Гражданская война вмешивается в эту идиллию. Откликаются "враги". "После того как Плевицкая спела "Ухарь купец" и смолкнул шум одобрений, вдруг дружное плескание повторилось, как эхо во вражеском стане".
А вот и антитезис, как наиболее удачный синтез происходящего. "Когда низкий грудной голос зарокотал по степи: "Шумел, гремел пожар московский, дым расстилался по реке┘", с грохотом и воем пронеслись надо рвом вражеские снаряды"┘ Странно, что еще не запели. Ключевое слово книги: "песня". Поют пули, последнюю песню - красные и белые, заливается певица, заехавшая на фронт┘ Песня, переходящая в плач.