Хельмут Плеснер. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Пер. с нем. А.Гаджикурбанова. - М.: РОССПЭН, 2004, 368 с.
Когда держишь в руках русский перевод главной книги Плеснера, посвященной философскому учению о человеке и увидевшей свет на языке оригинала еще в 1928 году, то так и хочется привычно посетовать на то, что очередной перевод классического текста крупного западного мыслителей ХХ века пришел к русскому читателю с многолетним опозданием. Но подобное сетование вряд ли уместно, потому что изучать человека никогда не поздно, а книгу Плеснера, скорее не понятую при жизни ее автора, нежели получившую широкий резонанс, во всем мире только теперь начинают по-настоящему заинтересованно читать. Так что открытие Плеснера нам предстоит делать вместе со всем миром, а отнюдь не вдогонку ему, тем более по хорошему переводу, которого, право, стоило ждать. Без преувеличения можно сказать, что это один из главных трудов по философской антропологии, с которым должен познакомиться каждый, кто от пафоса высокопарных, но банальных общих мест решился во взгляде на человека перейти к философской рефлексии с опорой на прочное научное знание. Переводчик постарался максимально не исказить оригинал, сделав его предельно ясным для русского читателя. А на необъяснимое "Хельмут" вместо устоявшегося "Гельмут" можно даже не обращать внимание.
Антропология Плеснера представляет собой один из тех редких случаев, когда естественнонаучное знание о человеке и тонкий философский анализ человеческого существования образуют гармоничный и мирный союз, не подавляя друг друга и не изолируясь друг от друга в непримиримом противостоянии. Несмотря на то что человек способен меняться быстрее и более непредсказуемо, чем любое знание о нем, философская антропология для Плеснера - не мудрость, но наука, хотя ответить на вопрос "Что такое человек?" равнозначно ответу на вопрос "Что такое жизнь?".
Главным в исследовании человека является понятие "границы". Повседневность человеческого существования заключается в ежемгновенном удостоверении различия живого и мертвого, внутреннего и внешнего, человека и животного. Эта граница принадлежит организму как системе, объединяющей внутреннее и внешнее. Эволюция живого - не столько преодоление границ, сколько их установление, потому что только твердо установленную границу можно преодолевать бесконечно.
Незримая, но отчетливая граница, делящая мир каждого человека на внутренний и внешний, позволяет различать в человеке плоть и тело. Плоть переживается изнутри, но свое тело человек обнаруживает, занимая по отношению к самому себе позицию внешнего наблюдателя. Центр человеческой телесности - не в ней, но вне ее. Это та позиция во внешнем мире, с которой удостоверяется жизнь этого тела как заключающего в себе внутренний мир. Поэтому человек - это существо, жизненный центр которого заключен не внутри, но вне его, существо эксцентрическое и потому духовное, имеющее уникальный внутренний мир и индивидуальную судьбу. Человеку одновременно даны внешний мир, наполняющий жизнь человека бесконечным разнообразием вещей; внутренний мир, в котором человек обретает полноту переживания; и сопредельный мир, возникающий благодаря эксцентрической позиции человека и воспринимаемый как сфера других людей. В этой сфере других личностей и реализует себя эксцентричный дух человека, отличный от рассудочности, животной по своей природе. Личность человека - средоточие трех миров, его судьба, которую он сам себе выбирает, хотя она и покоится на ничто.