0
2493

01.04.2004 00:00:00

Георг Гегель и философский камень

Тэги: кожев, гегель


Александр Кожев. Введение в чтение Гегеля: Лекции по "Феноменологии духа", читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2003, 792 с.

Когда в 1998 году "Логос" и "Прогресс-Традиция" издали тоненькую книжечку под названием "Идея смерти в философии Гегеля", большинство русских читателей даже не подозревали, что это лишь незначительная часть того, что во всем мире известно как главный труд Александра Кожева (Кожевникова). Только теперь, держа в руках почти восьмисотстраничный перевод его лекций, записанных и изданных Раймоном Кено, они смогут оценить по достоинству всю масштабность и претенциозность замысла знаменитого французского философа русского происхождения.

Неизвестно, предполагал ли Кожев, соглашаясь в 1933 году прочесть лекционный курс по философии Гегеля вместо своего соотечественника Александра Койре, что его лекции станут одним из ключевых событий французской философии ХХ века. Но именно так и получилось. И не только потому, что среди его слушателей оказались Сартр, Мерло-Понти, Батай и Ипполит. Сохраняя дистанцию по отношению к университетской учености, Кожев создал жанр, на который так или иначе ориентировалось большинство мыслителей послевоенной Франции, - жанр провокационной интерпретации.

Увесистый том, озаглавленный "Введение в чтение Гегеля", готовит много сюрпризов не только тем, кто никогда не открывал гегелевскую "Феноменологию духа" (а таких даже среди интересующихся философией подавляющее большинство), но и тем, кто вроде бы вправе не считать себя в этом деле новичком. Солидный объем кожевовского комментария и суровый облик текста, пестрящего немецкими словами и построчными ссылками на текст оригинала, могут легко ввести в заблуждение. Кажется, что перед нами действительно последовательный сквозной комментарий к "Феноменологии духа", пожалуй, даже чересчур скрупулезный. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что впечатление это ложно. Лекции Кожева меньше всего похожи на кабинетный разбор авторитетного сочинения признанного классика.

Способ обращения с текстом Гегеля, который с таким блеском демонстрирует "Введение", скорее напоминает предприятие алхимика: к гегелевской мысли примешиваются разнообразные реактивы, под действием каждого из которых она, неожиданно видоизменяясь, обнаруживает доселе скрытые в ней свойства. В лаборатории Кожева таких катализаторов много: фейербаховская критика христианства, размышления Маркса об отчуждении труда и классовой борьбе, хайдеггеровская аналитика присутствия с ее описаниями страха, ужаса, заботы и бытия-к- смерти, гуссерлевская идея феноменологического описания, ницшеанская трактовка жизни как проявления воли к власти, пророчества предвоенных публицистов о грядущем всемирном государстве┘ В результате за темными пассажами "Феноменологии духа" постепенно проступает увлекательное повествование о времени, человеке и всемирной истории.

Любой специалист, конечно, категорически воспротивится стратегии Кожева. Каждый из них считает своим долгом в чем-нибудь с Кожевом поспорить. Уж очень много в его толковании заранее заданных предпосылок, и все одна другой сомнительнее. Во-первых, Кожев читает "Феноменологию духа", как читают сакральный текст - как если бы в книге не было ничего случайного и каждая деталь имела свой потаенный смысл, доступный только посвященному, вооруженному специальными ключами для расшифровки этого смысла. Поэтому все проблемы, связанные с историей возникновения "Феноменологии", он оставляет за кадром. Во-вторых, основным ключом к тайнам "Феноменологии" он считает рассказанную в четвертой главе книги историю о Рабе и Господине, в которой видит философскую модель исторического процесса. Здесь явно сказывается влияние оценки "Феноменологии" Марксом. В-третьих, он настойчиво противопоставляет друг другу двух Гегелей, автора "Феноменологии" и создателя системы. Это мнение кажется убедительным, пока остается декларацией, но любое внимательное сопоставление "Феноменологии" и "Науки логики" свидетельствует не в его пользу.

Впрочем, художественной убедительности кожевовского рассказа все эти доводы нисколько не вредят. Скорее наоборот, именно спорность прочтения Кожева и делает книгу столь притягательной. Но по этой же причине воздействие кожевовского "Введения" двойственно. С одной стороны, оно побуждает читать и перечитывать Гегеля, избавляясь от школьной схемы. С другой, - оно же навязывает нам суггестивный образ гегелевской философии, который опережает и подчиняет себе ткань гегелевского текста. Так что не следует всякий раз верить Кожеву на слово. Лучше лишний раз проверить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2009
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1282
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
948
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1252

Другие новости