Дэвид Саттер. Тьма на рассвете: Возникновение криминального государства в России / Пер. с англ. - М.: 2004, 336 с.
Автор этой книги, американский журналист и писатель Дэвид Саттер, впервые побывал в России в конце 1960-х, студентом. С 1976 по 1982 год работал московским корреспондентом лондонской "Financial Times", позже наблюдал перестройку, распад СССР и все драматические события, связанные с последующим преобразованием Российского государства. Так что автору есть с чем сравнивать современную нашу действительность - и с временами советскими, и с тем, что творилось в начале 1990-х, и с собственным опытом "человека с Запада".
Так что книгу, написанную американцем и для американцев, издатели сочли нужным оставить без изменений и в русском издании. Несмотря на то, что многие очевидные нам вещи западному читателю приходится разъяснять. То, что американцу кажется ужасающей, вопиющей несправедливостью, попранием элементарных прав и свобод человека и гражданина, бессовестным враньем и явным преступлением, для нас - увы! - неотъемлемая часть бытия.
Крушение коммунизма объясняли когда-то "отходом от первоисточников", искажением некогда замечательного общечеловеческого замысла о свободе и счастье для всех. В случае же российских реформ Дэвид Саттер категоричен: сама их идея изначально была ложной. Когда "конструировали капитализм", думали: отдадим все частному собственнику, а экономика свободного рынка и всяческая демократия образуются автоматически. "Подобный подход, - пишет Саттер, - сомнительный даже в иных, более благоприятных условиях, для России оказался гибельным, потому что в стране с утраченными нравственными ценностями после более чем семи десятилетий духовной деградации под властью коммунизма приход капитализма просто не мог не окончиться провалом... Решение преобразовать экономику огромной страны без соблюдения законов привело не к демократии свободного рынка, а клептократии с некоторыми опасными экономическими и психологическими особенностями".
Собственно, главными действующими лицами, субъектами этого "свободного рынка" стали бандиты, воры и взяточники. Попытка замены экономики вертикальных связей экономикой связей рыночных, то есть горизонтальных, вытолкнула на поверхность исключительно "теневой", "черный" бизнес, где в советское время только и существовали эти самые горизонтальные связи.
Бандиты выступили как партнеры бизнесменов (воров); чиновники (взяточники) "легко" выполняли заказы воров и бандитов, а на самом раннем этапе распределяли (распродавали за взятки) государственные ресурсы. Система заработала исключительно на саму себя: то есть на хищническое разграбление страны, вывоз капитала, тотальную коррупцию, а значит, и управлять ею пришли бандиты. Они и построили этот режим - по привычным им "схемам". Основополагающая мысль автора состоит в том, что российская власть последнего десятилетия - преступна. Как по закону писаному, так и по человеческому.
Начав ab ovo, с констатации того, что провал реформ был предопределен с самого начала - ибо сама по себе рыночная экономика не может служить источником высших ценностей, в число которых без сомнения входит Закон, Право, как необходимое обеспечение любой осмысленной человеческой деятельности, Саттер прослеживает новейшую историю России на судьбах простых людей.
В каждой судьбе для Саттера - разрез общества. И поскольку статус "индивидуального человека" в общественном сознании у нас в отличие от Запада абсолютно не обеспечен, любой и в любой момент может стать жертвой сложившейся системы.
Помимо очевидных случаев "беспредела" в правоохранительных и властных органах, известных примеров "войн за собственность" или бытования целых криминальных регионов подробно американец останавливается на таких событиях, как гибель "Курска" (главное здесь для автора - циничное и лживое поведение власти по отношению к погибшим подводникам, к их родственникам и к общественному мнению в целом) и трагические события сентября 1999 года: теракты в Москве и - несостоявшийся - теракт в Рязани, когда находку мешков с гексогеном и взрывного устройства в подвале дома # 14/16 по улице Новоселов объяснили "успешными учениями".
И если в начале-середине книги автор осторожно пишет, что "тайна событий в Рязани висит, как пелена, над Россией и над всем российским периодом реформ", то к концу переходит на открытый текст: "Наиболее важным свидетельством опасности диктатуры в России является тот факт, что взрывы домов в сентябре 1999 года были делом рук не чеченских террористов, а ФСБ". Словом, Саттер подводит читателя к простой мысли, что все живущие в России - суть заложники власти: "К сожалению, проблема России заключается в том, что в российском обществе отсутствует нравственная основа, и те, кто стоит у власти, часто интерпретируют свободу как возможность делать то, что они хотят, независимо от благополучия других. При таких условиях обыкновенные граждане не способны защитить свое достоинство, и униженность человека является основной причиной неблагополучия всей России".
"Катастрофы надо лечить с помощью универсальных ценностей", - говорит Саттер. К таковым он относит прежде всего человеческую жизнь, нравственный закон, право... Разумеется, мы согласны. А что дальше? Получается, как в том анекдоте: "Do You speak English? - Yes, I do. Но что это дает?.."