Жиль Кепель. Джихад. Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Денисова. - М.: Ладомир, 2004, 468 с.
Ахмед Рашид. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии / Пер. с англ. М.Поваляева. - М.: Библион - Русская книга, 2003, 368 с.
Кабул, декабрь 1996 года. Фрагменты указов Верховного руководства Амар Биль Маруф Ва Нахи Ан Аль-Мункар (религиозной полиции), пунктуация талибов: "Стрижка и бритье бороды воспрещается. Через полтора месяца всякий, замеченный с бритой или стриженой бородой будет арестован и посажен в тюрьму до тех пор, пока его борода не отрастет... Содержание голубей и птиц для развлечения запрещается... Пускать воздушных змеев запрещается... Прически на американский или английский лад запрещаются... Игра на барабане запрещается... Все обязаны молиться. Приказ молиться всем. Кто на базаре. Во всех округах молитва должна совершаться в положенное время. Всякие поездки запрещаются, все должны пойти в мечеть. Если кто увидит молодых людей в лавках - их следует немедленно арестовать..."
Особенно жалко барабанщиков.
Хотя, что греха таить, виноваты мы сами - СССР и США. Не поделили Афганистан. Выпустили джинна из бутылки. Теперь воюем с "международным терроризмом", а основным противником по старинке считаем друг друга. Половина (если не больше) израильской армии говорит по-русски, а мы все еще "дружим" с палестинцами. Чечены (для нас) бандиты, а иракцы - герои. В Америке соответственно наоборот.
А ислам - религия. Никакая религия не может быть угрозой. Взрывы и теракты породили страх и ненависть, но и породили серьезное отношение и нешуточный интерес. Исламский фактор изучают, изучают серьезно.
Французский ученый Жиль Кепель начинает с истоков: с египтянина Сайида Кутба, пакистанца Маудуди и иранца Хомейни. С идеологов исламизма, с учителей. Далее он подробно рассматривает все "попытки" исламистов построить государство. И делает вывод: все будет хорошо. Звездный час исламистов (то есть тех, кто мечтает об исламском государстве) миновал: "Отныне исламистские партии и движения конца столетия добиваются, чтобы их признали демократическими, и пытаются осуждать репрессии, жертвами которых они являются. При этом они апеллируют к универсальному понятию прав человека, которое уже не критикуют, чтобы подменить собственной концепцией..." "Исламизм строил планы на будущее, но завяз в прошлом", - подводит он утешительный (пожалуй что чересчур) итог. Год 1989-й, по его мнению, был апогеем исламистской экспансии. Предсмертная фетва Хомейни, захват власти в Судане. Исламский фронт спасения в Алжире, усиление влияния организации ХАМАС, вывод советских войск из Афганистана, наконец.
Но потом были и "Буря в пустыне", и Чечня, и теракт 11 сентября 2001 года, ответом на который стало вторжение в Афганистан уже американцев и падение режима талибов. Действительно, государства исламские нестабильны. Но ведь и КПРФ не хочет (если говорить всерьез, а не лозунгами) взять власть в свои руки. Коммунисты сильны именно как оппозиция. Исламисты тоже вечные оппозиционеры. И они были, есть и очень долго еще будут популярны.
Теперь о талибах. Сколько бы они продержались у власти, если б не 11 сентября? Пакистанский журналист-международник Ахмед Рашид не дает четкого ответа. Такой ответ невозможен в принципе. Зато ясно, что Америка долго еще могла играть с "Талибаном" в свои кровавые кошки-мышки. "Сегодня афганцы с горечью думают о США, за которые они сражались во время холодной войны и которые бросили их в беде. В 80-е США готовы были "воевать до последнего афганца", чтобы достичь паритета с Советским Союзом, но после того, как Советского Союза не стало, Вашингтон оказался не готов установить мир или накормить голодный народ". Несколько прямолинейно, конечно. Афганцы воевали против СССР, но не за США, которые впрямь их бросили. Потому и пришли талибы.
И они много куда еще могут прийти. Исламисты лучше всего себя чувствуют в оппозиции, но если власть плохо лежит - возьмут и не подавятся. Во всяком случае, на первых порах.
Джихад нельзя отменить, но джихад ведь не война с людьми, а война против дьявола внутри себя. С такой трактовкой согласится не только христианин, но даже закоренелый агностик и глобалист.