0
1606

18.03.2004 00:00:00

Два Фомы

Тэги: метафизика, Жильсон


Этьен Жильсон. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с фр. Общая ред., послесл. и прим. С.Неретиной. - М.: Республика, 2004, 678 с.
Этьен Жильсон. Избранное: Христианская философия / Пер. с фр. и англ. - М.: РОССПЭН, 2004, 704 с.

Сколь бы спорадически ни издавалась у нас зарубежная философская классика ХХ века, нельзя в очередной раз не убедиться в глубокой мудрости старой народной пословицы "Капля камень точит". Подобно тому, как хаотично разбросанные острова по мере падения уровня моря вдруг обнаруживают контуры единого материка, так и беспорядочно издаваемые у нас переводы какого-нибудь мирового светила в какой-то момент неожиданно обнаруживают неочевидную ранее взаимосвязь и складываются в один интеллектуальный сюжет. Правда, предугадать наступление такого момента в каждом отдельном случае пока решительно невозможно.

А вот в русификации наследия французского философа Этьена Жильсона такой переломный момент, кажется, свершается на наших глазах. Не то чтобы его творчество совсем не было известно в России раньше. Жильсон худо-бедно публиковался на протяжении 90-х годов - то малотиражными отдельными изданиями, то в труднодоступных реферативных сборниках, - однако так и не занял подобающего ему места в академическом обиходе. Зато теперь наступил момент истины. Жильсоновская "Философия в Средние века" непременно станет настольной книгой каждого студента, изучающего западную медиевистику, а сборник трех больших работ под кодовым названием "Христианская философия" должен расчистить на философском Олимпе ХХ века место для еще одного крупного мыслителя - Жильсона-неотомиста.

Достоинства "Философии в Средние века" как учебника трудно переоценить. Особенно в нашу эпоху, когда сами законодатели интеллектуальной моды объявляют схоластику окончательно и бесповоротно отжившей, как это когда-то сделал Гуссерль. Для Жильсона, однако, эта традиция мало сказать жива. Он видит в беспрецедентном средневековом союзе разума и веры неисчерпаемый источник открытий и откровений. И все это при полном отсутствии внешних эффектов. Периодизацию Жильсон предлагает самую что ни на есть банальную. От греческих и латинских отцов Церкви он движется к так называемому Каролингскому возрождению. Затем переходит к Ансельму Кентерберийскому и Шартрской школе. Делает экскурс в восточные философские направления - арабское и еврейское. Добравшись до XIII века, подробно разбирает Раймона Луллия, Альберта Великого, Фому Аквинского и другие менее известные у нас персоналии. В XIV веке останавливается на Дунсе Скоте, Оккаме и умозрительном мистицизме. Наконец, подводит итоги: Возрождение представляет для него уже совсем другую интригу. Однако в рамках такой почти школьной хронологии Жильсон разворачивает грандиозную картину средневекового "штурма и натиска". Отказываясь сводить средневековую традицию к бесконечному и бесплодному пережевыванию аристотелевской философии, Жильсон демонстрирует первостепенное различие оснований средневековой и античной мысли - отличие интуиции Бога-Творца от идеи Бога-Перводвигателя - и затем, вслед за своими героями, углубляется в терминологические тонкости теологически понятого учения о Боге и мире.

Разумеется, обаяние аутентичности, которым подкупает жильсоновское изложение схоластической премудрости, не является плодом исторической реконструкции усердного архивариуса от философии. Сборник "Христианская философия" как раз и дает понять, насколько искренен Жильсон в своей приверженности томизму. В книгу включены три работы - диссертация 1913 года "Учение Декарта о свободе и теология", программный труд 1940-х гг. "Бытие и сущность" и четыре лекции на тему "Бог и философия", прочитанные им в университете Индианы в конце 1930-х. Первая работа демонстрирует, как Жильсон пришел в объятия средневековой философии: тогда, на заре своей философской карьеры, он вдруг осознал, насколько зависим был Декарт, а вместе с ним и вся новая метафизика, от теологического контекста. Вторая показывает, какие плоды дал и может еще дать союз средневековой и современной онтологии, а главное, тактично напоминает напористым глашатаям экзистенциальной философии, вроде Сартра, что и проблема существования, и парадоксы свободы также уходят корнями в схоластические дебаты. Наконец, в третьей без обиняков излагается философское и моральное кредо Жильсона - его убежденность в том, что "Бог философов един с ТЕМ, КТО ЕСТЬ, Богом Авраама, Исаака и Иакова". И это как раз и есть тот самый пункт, который никак не может принять в теологии Фомы Аквинского господствующий ныне тип Фомы Неверующего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1470
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1183
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2103
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
981

Другие новости