0
1828

18.03.2004 00:00:00

Язычники на соломе

Тэги: арутюнова, идеология, болезни, Средние века


Юлия Арнаутова. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. - СПб.: Алетейя, 2004, 398 с.

По названию книги нетрудно догадаться, что ее содержание на редкость разнообразно: тут тебе и колдуны, и святые, да еще и история средневековой медицины в придачу. Однако на самом деле сюжетов у этого исследования куда больше, чем можно предположить по заглавию. Поскольку именно болезнь ближе всего подводит человека к границе между жизнью и смертью, то для антрополога история болезней - привилегированный ракурс для реконструкции древних ментальностей. Так и в нашем случае. Если говорить совсем общо, то речь здесь идет о христианизации языческой Западной Европы - долгом и небезболезненном процессе, длившемся около тысячи лет и так не увенчавшемся окончательной и безусловной победой христианского образа жизни. Описание наиболее типичных средневековых болезней, разнообразных практик исцелений и народных предрассудков касательно больных - все это лишь декорации, на фоне которых, по мысли автора, должна разворачиваться грандиозная драма диалога двух культур, языческой и христианской.

Верная ученица Арона Гуревича, Юлия Арнаутова придерживается давно апробированной стратегии "Школы Анналов": главным героем ее исторических штудий является "безмолвствующее большинство". Правда, де-факто это большинство отнюдь не безмолвствовало, а, наоборот, только и делало, что говорило. Письменность в Средние века, как известно, была достоянием ничтожного меньшинства. Так что наш автор абсолютно прав, утверждая, что реконструировать так называемую народную культуру по письменным источникам невозможно. Разные там лечебники, травники и сборники рецептарии представляют собой официальную версию истолкования болезни, очищенную от вредоносных суеверий. А значит, эти самые вредоносные суеверия не имели никаких шансов дойти до нас в первоначальном виде. Они либо вовсе исчезли, либо мутировали. Реалистически мыслящему историку ближе вторая гипотеза. Основное содержание книги Юлии Арнаутовой как раз и составляют бесчисленные примеры явных конфликтов и скрытых компромиссов христианства с языческими обрядами и ритуалами, которыми ознаменовались первые восемь-десять веков после великого переселения народов.

Конечно, главными поставщиками сведений для Арнаутовой все равно оказываются письменные источники - покаянные книги, жития святых, древнескандинавские саги. Однако изучает она их не с "парадной" стороны, а как бы с черного хода, стремясь вывести на свет Божий то, что когда-то загонялось в самый дальний угол. Ее интересуют осуждавшиеся церковной цензурой, но тем не менее продолжавшие существовать древние магические практики - вербальные заговоры болезней, ношение амулетов, сбор чудодейственных трав, натирание волшебными мазями, шаманизм, кликушество, оборотничество, вера в оживших мертвецов и пр. и пр. Она реконструирует всевозможные языческие обычаи, связанные с болезнью и смертью, например, обычай перекладывать умирающих на солому, дабы те не заразили своей смертью постель, или практику убивать стариков, немощных и даже младенцев ради возможности прокормить здоровых членов семьи. Разумеется, подобные формы отношения к физическим недугам однозначно осуждались церковной властью, но некоторые из этих обычаев продолжали существовать вплоть до Нового времени. Например, языческое поверье, что душа умирающего может переселиться в кого-нибудь из членов семьи, до сих пор дает о себе знать практикой называния младенцев в честь умершего родственника.

Конечно, Арнаутова подробно анализирует и нарождающиеся христианские альтернативы языческому отношению к болезням и смерти, ведь как-никак христианство провозгласило себя религией спасения не только души, но и тела. Основным средством исцеления она называет, конечно, молитвенное упование на Божью милость, но не только. Так, госпитали - это чисто христианское изобретение. В домах призрения в эпоху Средневековья находили пристанище самые отверженные члены общества, кроме разве что прокаженных, которых сама Церковь объявляла мертвыми уже при жизни. Самое пикантное, однако, что время от времени даже в церковной среде вдруг всплывают и совершенно немыслимые с христианской точки зрения рецепты. В эпоху высокого Средневековья, когда над населением Западной Европы нависла угроза голодной смерти, один из священников дает своей пастве тот самый совет, к которому повсеместно прибегали в языческие времена - избавиться от стариков, немощных и младенцев. Ради таких вот примеров обыденного синтеза язычества и христианства действительно стоило перелопатить все это невообразимое количество исторического материала!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1582
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1281
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2210
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1056

Другие новости