Мария Нащокина. Московский модерн. - М.: Жираф, 2003, 560 с.
Истоки московского модерна - за границей. Ибо, сократив к Серебряному веку отставание своей художественной практики от западной до двух-трех лет, Россия и тогда скорей заимствует у Запада, чем равняется ему. Вот вывод, для которого за грань модерна автор должен вынести стиль неорюс, родившийся в Абрамцеве гораздо раньше первых русских опытов в международном стиле. Нащокина не до конца решается на этот вынос. Пишет, что модерн и неорюс объединяет установка на создание нового стиля и что в этом смысле Виктор Васнецов, автор Абрамцевского храма, есть российский Виктор Орта. Но быть Виктором Орта и значит быть отцом модерна. Этот вывод остается за пределами дальнейших размышлений, где модерном называется один международный стиль.
Западноевропейские источники его московских вариантов впервые рассмотрены с такой полнотой. С книгой о Москве модерна мы путешествуем сперва по Вене и Дармштадту, Брюсселю и Парижу, а возвращаясь, пролагаем новые маршруты по Москве: венско-дармштадтский, брюссельско-парижский, скандинавский и шотландский.
Пионер московского международного модерна архитектор Кекушев оказывается скорее франкофоном, как и англичанин по происхождению Валькот, как Гельрих, Мейснер, Остроградский. Впрочем, в программном для московского модерна отеле "Метрополь" первые двое делаются немцами. За немцев же стоит Фомин. Шехтель находится под впечатлением обеих школ, как и Иванов-Шиц, и Эрихсон. Англо-шотландские изводы стиля не находят значительного отклика в Москве, если не относить к модерну ранние готические опыты того же Шехтеля. Скупо представлен северный модерн, влияние которого прослеживается в экстравагантности Зеленко и в шедеврах неорюса: дом Перцова, Северный вокзал. Модерн и неорюс опять рифмуются.
Предельно неожиданны страницы книги, посвященные прямому импорту архитектуры из Западной Европы. В магазине на Никольской улице, 12, автором обнаружен интерьер Ньермана - корифея ар нуво.
Вторую половину книги занимает каталог ста тридцати "хитов" московского модерна. Любая из статей может раздаться книжкой. Первая такая - "Особняк И.А. Миндовского" - уже написана Марией Нащокиной в соавторстве с Сергеем Ткаченко и выпущена тем же издательством.