0
1637

04.03.2004 00:00:00

Антропос под лабрисом

Тэги: иваненко, корецкая, поиск, антропос


Е.А. Иваненко, М.А. Корецкая, Е.В. Савенкова. Поиск антропоса на сцене. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003, 193 с.

Тема этого весьма своеобразного исследования - таинственный момент зарождения философии из лона мифа. Проблема действительно неслабая, ведь любой, кто пытался прояснить для себя этот так называемый генезис, неизбежно попадает в смысловую ситуацию "кролик родил удава". Авторы "Поиска антропоса┘" предлагают мыслить саму эту проблему в терминах "фрактального анализа" и анализировать ее через фигуру антропоса. Последний при таком подходе понимается как "точка бифуркации", то есть, упрощая, как ситуация порождения определенных эффектов, несводимых к породившим их причинам.

При этом сам текст тоже выстроен как сложная и подвижная фрактальная структура - на вид он хаотичен и соткан из бессвязных лоскутков, но при внимательном чтении оказывается, по выражению Делеза, неким хаосмосом, в котором каждая отдельная часть (глава) оказывается подобна всему целому тексту. Каждая глава этой книжки - умелая и тонкая стилизация под один из жанров древнегреческой литературы. Особенно хорошо владеют авторы стилистикой трагедии и платоновского диалога. Даже если рассматривать эту работу, отвлекаясь от ее собственно философского содержания, то и в этом случае останется ее стиль, язык.

Безусловно, здесь невооруженным глазом видна филологическая, мифоведческая и культорологическая подкованность. Однако нельзя не заметить "болезненную чуткость к языку", в которой сами же авторы и признаются. Такая чуткость, с одной стороны, позволяет Иваненко, Корецкой и Савенковой чувствовать себя, как рыбам в воде, в стихии древнегреческих философии, трагедии, мифа и языка, с другой же стороны, несет с собой все те перегибы, которые вообще характерны для любой болезненной чуткости. В этом смысле кажется, что местами чуткость неуловимо перерастает в мнительность, прежде всего - в мнительность этимологическую. Так, Минотавр, разбивающий слово "антропос" лабрисом (критским ритуальным топориком), вдруг обнаруживает, что оно состоит из двух частей - "ант" и "ропос". И вот исследователям начинает мниться, что слово это можно соответственно перевести как "без-образное", "не-ладное" и "не-обычное". Конечно, в примечаниях авторы, которых в незнании древнегреческого уж никак не заподозришь, прямо указывают на условность и, так сказать, игровой характер этих этимологических изысканий. Но даже и в этом случае легкое недоумение остается, так как все равно непонятно, какова эвристическая ценность этой игры, и возникает подозрение, что этимологические забавы вставлены в текст просто для красного словца.

Отдельное место в этом исследовании занимает юмор и ирония, которые ничуть не мешают серьезности и ответственности исследования. Работа молодых философинь хорошо показывает и лишний раз напоминает, что юмор и "стеб", ирония и "стеб" - это совсем не одно и то же. Иногда у них действительно выходит довольно смешно: один из персонажей, Европа, фигурирует здесь как "полуженщина-полутерритория", Ариадна - "красавица и чудовище".

Каким-то образом в "Поиске антропоса┘" удается уловить живой корень большинства таких, казалось бы, общих и далеких от "живой жизни" категорий. Что касается нерва нынешней культурной ситуации, то его авторы как раз ощущают весьма остро: "Ситуация кризиса смысла в языке тотальна┘ Возникает паника сознания, паника языка, культуры. Смыслы мечутся, и мы мечемся вместе с ними, впадая в истерику, подавленные чрезмерностью смыслов. Каждое слово перенасыщено огромным шлейфом коннотаций. Так что, поднимая маленькое, вроде бы ничего не значащее слово, мы вынуждены ворочать целые пласты культуры, о границах которых даже не догадываемся┘ В такой ситуации возможна болтовня и китч, ответственное же высказывание предельно затруднено".

А привлекает в этой книжке то, что в этой ситуации всеобщей сомнительности любого ответственного высказывания ее создатели не боятся иметь позицию, место. При этом они вполне отдают себе отчет в условности и относительности любого "места", и им вроде бы удается избежать ловушки, в которую зачастую попадает тот, кто обретает позицию - она становится статичной и догматичной. В данном же случае, как декларируют сами авторы - "┘нет места ни доксе, ни догме".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1319
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3198
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2293
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1837

Другие новости