0
1891

04.03.2004 00:00:00

Невезучие науки

Тэги: Курек, история, педология, психотехника


Николай Курек. История ликвидации педологии и психотехники. - СПб.: Алетейя, 2004, 330 с.

Специалист по клинической психологии доктор психологических наук Николай Сергеевич Курек посветил свое исследование ликвидации двух невезучих наук в результате постановления ВКП(б) 1936 года, приснопамятного и для науки, и для искусства, и для литературы. Среди дисциплин, исчезавших по мере ненадобности при тоталитарных режимах, именно педология и психотехника оказались вымершими почти окончательно. От них, правда, говорят, произошли тесты IQ и научная организация труда. Обе возникли в начале двадцатого века там, где лучше всего и прижились, - в России и Германии. Вместе с психоаналитиками и евгениками педологи и психотехники действовали в духе просветительских идеалов: они стремились обуздать стихийную человеческую природу и создать сверхчеловека, покорителя производственных высот.

Автор скромно адресует свою работу специалистам по разным направлениям психологии и совершенно зря. Вторая часть - программные статьи педологов и психологов - снабжена авторскими комментариями, что облегчает погружение в круг головоломных педологических идей. Текст вовсе не перегружен специальными терминами, не переполнен диаграммами и схемами, вполне понятен неспециалисту.

Конечно, книга не только о причинах завершения краткосрочного романа науки и государства. Она излагает всю историю развития педологии и психологии в Германии и СССР. Поскольку педология и психотехника фактически занимались выявлением баланса социального и биологического в человеке, а ответ на этот вопрос вообще дать невозможно, то подходы были различны. Из нескольких теоретических концепций в педологии в СССР автор в большей степени сосредотачивается на работах Александра Лурия и Льва Выготского - будущих классиков советской психологии. В процессе исследований они занимались проблемами интеллектуальных различий народов, в частности узбеков, которые, например, как оказалось, не имели иллюзий восприятия, свойственных европейскому человеку, в частности, не воспринимали иллюзий гештальт-фигур. Обнаружив при помощи тестов глубокую умственную отсталость молодых узбеков, Лурия и Выготский тем не менее считали, что революция уничтожит старые путы и откроет огромные возможности человека. В отсталости детей азиатских народов, отпрысков рабочих и крестьян, по сравнению с детьми интеллигенции и детьми славянскими они видели лишь тяжкое наследие многовекового классового гнета. Старая проблема Руссо "Как оградить ребенка от влияния улицы, когда кругом одни улицы?" получила достойный ответ: "Надо для этого переделать улицу!" "Коренное изменение всей системы тех отношений, в которые включается человек, - писал Выготский, - неизбежно приводит и к изменению сознания, к изменению всего поведения человека". Более радикальных взглядов на взаимоотношение наследуемого и приобретенного придерживался Арон Залкинд, считавший кору головного мозга настолько пластичной, что с течением поколений станет возможным изменять даже безусловные рефлексы. Молодая советская психология с готовностью восприняла классовый подход. Педологи по ту сторону Одеро-Нейсенского рубежа, разумеется, пришли к прямо противоположному выводу: в человеке интеллектуальные, волевые, творческие способности целиком обусловлены расовыми признаками.

Ленин, писавший о "партийности", наверно, и не предполагал, что насквозь "субъективную" литературу или философию будет приручить труднее, чем такую "объективную" науку, как психология. "Психологический пароход" отправился в ином направлении, нежели "философский". Николай Курек считает педологию невинной жертвой, и напрасно. Он почему-то упускает из виду, что и педология, и психотехника, равно как и психология и социология, своим появлением обязаны Просвещению, чья диалектика сама по себе приводит не только к демократии, но и к тоталитаризму. Эти науки в СССР, как и в нацистской Германии, своим расцветом обязаны складыванию тоталитарных режимов. Педологические кафедры в педвузах, педологические кабинеты в каждой школе, журналы, съезды и конференции - все это могло состояться только при большой заинтересованности государства. Вася Сталин, помещенный в специальный педологический интернат, был всего лишь частью огромного эксперимента над целой страной. Дальнейшее развитие этих наук при сталинском режиме могло быть совершенно непредсказуемым, и слава Богу, что змея укусила за хвост не кого-нибудь, а саму себя. Зато неприятие немцами "еврейской физики" спасло мир от их первенства в разработке ядерного оружия.

Эта книга из тех, что помогают преодолеть предубеждение, будто сталинский террор, и в том числе против наук, был совершенно бессмысленным, необъяснимым явлением. Педология и психотехника были запрещены и потому, что они говорили неприятную правду о реальных успехах строительства социализма, и потому, что были больше не нужны. Чтобы провести индустриализацию, нужен был хороший человеческий материал. Но оказалось, что за пятнадцать лет советской власти человек почему-то не переделался: не стал лучше работать и думать, не поборол бессознательное, держался старой "одной иллюзии". Значительно лучший результат давали иные советские ноу-хау: стахановское движение, трудовые резервы, прикрепление рабочих и инженеров к заводам, государственное распределение специалистов, принудительный труд. Гораздо удобнее было превратить бессознательные комплексы во вполне сознательные страхи перед арестом на воле и расстрелом в лагере. Когда радостный Лурия в 1932 году отправлял из Ташкента Выготскому свою знаменитую телеграмму: "У узбеков нет иллюзий!", он и не подозревал, что Выготский посмеется: "У узбеков нет иллюзий, а у Александра Романовича нет мозгов". Поскольку начинались новые времена, в Москве уже исчезали иллюзии. Разумеется, Выготский на сомнительную телеграмму не ответил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1396
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
987
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1149
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1164

Другие новости