Кантен Бажак. История фотографии. Возникновение изображения. М: Аст-Астрель, 2003. 160 с.
Я увидел эту книжку в метро. Напротив сидел молодой парень и вдохновенно читал. Выходя из вагона, я успел подсмотрел название. Как? Бажак?!
Кантен Бажак - один из лучших французских кураторов фотографии. То есть устроителей фотовыставок. Он работает хранителем в Музее д'Орсе. Как-то раз вроде должен был приехать с выставкой в Москву, но что-то не срослось...
"История" Кантена Бажака - издание, уникальное для России. Потому хотя бы, что последняя русская книга, сравнимая с этой по полноте и объему информации о первых шагах фотографии, вышла в издательстве "Планета" 15 лет назад (это была "Творческая фотография" Сергея Морозова). Но талмуд Морозова при этом в два раза больше форматом, в три раза больше толщиной, и в нем история фотографии преподана "от А до Я". В бажаковскую книжицу забита масса сведений о тех напряженных поисках, с которыми связано существование "светописи" в первые ее полвека. Так что этот томик вполне может (и будет) выполнять у нас функции, карманным изданиям в принципе не свойственные, - служить справочником, учебным руководством и настольной Библией. И причина не только в исключительной бедности русского рынка фотокниг.
Читатель этой "Истории" похож на Али-Бабу в пещере. Он принужден бросаться от одной кучки сокровищ к другой. Изложение разбито на маленькие подглавки - каждая со своей темой. Их дополняет россыпь коротких занимательных историй длиной в абзац (они вынесены в отдельную колонку на каждой странице). Плюс один-два-три снимка на каждой странице (скромного качества, но чего еще ждать от карманной книжки?). И - как последний удар - краткая подборка источников (под названием "свидетельства и документы") в конце томика.
Вот чего давно не ждешь от француза! Подлинное достоинство этого сочинения - в его полной свободе от нелепых предсмертных выдумок Барта и компании. Это строгое исследование в духе Поля Бурдье. Впрочем, подобный метод - давно не новость, особенно при изучении новых технологий искусства. История трактуется как многослойная динамическая конструкция, совокупность объективных отношений сил, которые проявляют себя через конкретных агентов, но не сводимы ни к личностям, ни к личным отношениям. И никакого субъективизма "критической теории".
Переварить Бажака "в один присест" нельзя. Эта книга, конечно, требует не вагона метро, но домашнего кабинета. При этом все время остается ощущение, что автор хочет сказать больше, больше, больше, но объем издания не дает ему впихнуть в читателя больше цифр и фактов (подождем, пока на русский переведут "взрослый" вариант - толстенный талмуд того же автора на схожую тему?). Отсутствие "воды" и является самым ярким признаком знания о предмете как такового. Изложение страдает скорее от переизбытка информации, чем от ее недостатка.
Изобретение фотографии - один из верных признаков того, что Париж был столицей XIX века. 7 января 1839 года секретарь Парижской академии наук Луи-Франсуа Араго делает доклад об изобретении Жака Луи Манде Дагера - эту дату обычно считают днем рождения нового искусства. Парижская газета "Moniteur Parisien" оповестила своих читателей об открытии Дагера 9 января 1839 г., а уже через неделю о нем знал весь мир. Описание того, что и как узнавал мир о фотографии на протяжении последующих лет, и есть предмет этой книги.
А где ж Россия? Где наши Черепановы с Поповым? Конечно, возникновение и изначальное развитие светописи связано с открытиями французских и английских ученых. Первым удавшимся способом закрепления изображения, полученного с помощью лучей света, считают гелиографию - она была изобретена скучающим дворянином-дилетантом Жозефом Нисефором Ньепсом (1765-1833). Ввели фотографию в широкий оборот француз Луи Жак Манде Дагер (1787-1851) и англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). Дагер изобрел дагеротипию, Тальбот - калотипию.
Фотомода пришла в Россию из Лондона. Тальбот заявил о своем изобретении в Лондонском королевском обществе 31 января 1839 года. Адъюнкт Петербургской академии наук Фрицше представил в России доклад о методе Тальбота 24 мая 1839 г. - вместе с собственноручно изготовленными калотипиями. Они стали первыми фотоопытами в нашей стране и первым иностранным научным докладом об открытии Тальбота. А первым российским дагеротипистом был Алексей Федорович Греков (ок. 1800 - ок. 1855), объявивший о своем "художественном кабинете" в Москве в июне 1840 года. Тогда как первое (по мнению Кантена Бажака) фотоателье Европы - студия Ричарда Бирда в Лондоне - открыла свои двери только в марте 1841 года. Впрочем, интерес русских ученых к новой технике не повлек за собой такого же быстрого развития инфраструктуры фотографии, каким оно было во Франции и тем более в Штатах. Хотя в первые фотогоды москвичи и петербуржцы - по любопытству - не отставали от других европейцев.
Единственный недостаток этой книги - полное отсутствие в ней России. Что несправедливо. Но это, конечно, недостаток не столько Кантена Бажака, сколько его издателей. Ведь к книге не сделано элементарного русского предисловия, не говоря уже об издательском комментарии. Результат крайне печален - полная иллюзия читателя, что в России за первые 50 лет фотографии было сделано меньше, чем в Мексике или Египте.