0
1197

19.02.2004 00:00:00

Структура и пустота

Тэги: Барт, Судзуки


Ролан Барт. Империя знаков / Пер. с франц. Я.Бражниковой. - М.: Праксис, 2004, 144 с.
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Дзэн и японская культура / Пер. с англ. С.Пахомова. - СПб.: Наука, 2003, 522 с.

Записки Ролана Барта о Японии - не апология Японии. Как знаменитый французский семиотик пишет во вступлении, это просто очередное упражнение в методе: "Я не созерцаю влюбленным взором восточной сущности, Восток мне безразличен, он просто поставляет мне набор черт, которые в этой придуманной игре позволяют мне "лелеять" идею невероятной символической системы, полностью отличной от нашей. То, что привлекает внимание в рассмотрении Востока, это не другие символы или другая метафизика, не другая мудрость┘ но - сама возможность отличия, изменения, переворота в области символических форм". Иными словами, "Империю знаков" категорически не рекомендуется читать тем, кто интересуется Японией, но ничего не смыслит в семиотике, и, напротив, настоятельно рекомендуется читать всем, кто хорошо разбирается в семиотике и не интересуется Японией.

А вот "Дзэн и японская культура" - книга насквозь апологетическая, каким, впрочем, и полагается быть адаптированному изложению Дзэн в исполнении самого известного популяризатора дзэн-буддизма Дайсэцу Судзуки. К тому же она написана специально для западного читателя. Собственно говоря, почти всем, что Запад знает о Дзэн, он обязан Судзуки. В ХХ столетии не было другого автохтонного ученого-буддолога, который бы мог сравниться с Дайсэцу Судзуки по плодовитости и авторитету. Говорят, сам Мартин Хайдеггер изучал Дзэн по Судзуки. Карл Густав Юнг вместе с Судзуки работал над одной книгой. Не исключено, что и Ролан Барт нет-нет да и заглянул пару раз в какую-нибудь из монографий знаменитого японского профессора. Благо в Европе и в Америке Судзуки издавали много: и до войны, когда к Дзэн присматривалась философская элита, и после, когда Дзэн вошел в студенческий джентльменский набор вместе с ЛСД, Сартром и цитатником Мао.

Удивительно, но факт: при всем различии темпераментов и культурного background"а Барт и Судзуки пользуются одними и теми же приемами. Барт не пишет о путях просветления, живописи или, скажем, фольклоре. Как некогда он писал об американских фаст-фудах и французской моде, так и здесь говорит чаще о мелочах: палочках для еды, игровых автоматах, магазинах писчебумажных принадлежностей, вокзалах и мебели. Так же и Судзуки не спешит пускаться в отвлеченности (что, впрочем, противоречило бы практике Дзэн). Здесь в отличие от других его сочинений о дзэн-буддизме Судзуки обстоятельно описывает бытовую сторону дзэнского образа жизни: убранство чайной комнаты, технику владения мечом, звон храмовых колоколов и даже дневную траекторию полетов белой бабочки. Однако главная общность Барта и Судзуки в другом - в их намерении через предметность реконструировать и отлить в удобоваримые формулы японскую национальную ментальность. А национальную ментальность оба они, в свою очередь, возводят к Дзэн. Вот, например, как Барт объясняет любовь японцев к упакованным сверткам: "Богатство вещи и глубина ее смысла основаны лишь на трех составляющих, требуемых от всех производимых объектов: они должны быть четкими, подвижными и пустыми". А вот как Судзуки пишет о чайной церемонии: "Пускай слово "пустота" может звучать слишком абстрактно для любителей чая, прихлебывающего напиток зеленоватого цвета из сработанной вручную чаши, пустота, в сущности, не менее конкретна, чем сама реальность".

Впрочем, даже и не это единомыслие поражает больше всего при последовательном (а лучше - параллельном) чтении Барта и Судзуки. Его можно было бы - по старой мыслительной привычке - списать на адекватность интерпретации предмету. Впечатляет другое: как Ролан Барт, уставший от биномов западного сознания, устремляется (вопреки обету безразличия) в пучину дзэнской пустотности знака, так и Дайсэцу Судзуки перенимает у западной философской традиции ее многословия и околичности. Ведь если верить тому, что Дзэн - "это способность постигать жизнь из нее самой, а не извне", то получается, что нам, узнающим о Дзэн из вторых (третьих?) рук, никогда его не понять. Тогда зачем, спрашивается, читать?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1468
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1182
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2100
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
981

Другие новости