Аркадий Малер. Стратегии сакрального смысла. - М.: Парад, 2003, 267 с.
Писать рецензии на книги, призывающие к отказу от идеалов Нового Времени, то есть идеалов всеобщего прогресса и комфорта, - дело неблагодарное, заведомо непрогрессивное и дискомфортное, а писать рецензии на книги, предлагающие этим идеалам некую альтернативу, - дело вдвойне неблагодарное, потому что никаких альтернатив обществу денег и высоких технологий пока не предвидится.
В бесконечном ряду всевозможных "Закатов Европы" и "Смертей Запада" прибыло - книга молодого философа Аркадия Малера (смотрите публикацию "Против автора" в "НГ Ex libris" # 27 (281) от 7 августа 2003 г.) с претенциозным названием "Стратегии сакрального смысла", вышедшая в малоизвестном издательстве "Парад". Однако можно было бы пройти мимо и этого очередного приговора "современному миру", если бы не два обстоятельства. Во-первых, фигура самого автора - 24-летнего студента философского факультета, который вот уже четыре года ежемесячно проводит в Институте философии РАН созданный им византистско-евразийский клуб "Катехон". Из всех его насыщенных пятичасовых выступлений (ни на одном из которых автор этих строк не досидел до конца) и излишне загруженных публикаций понятно, что молодому человеку до всего есть дело и он проводит глобальную рефлексию мировой истории в "традиционалистском и консервативно-революционном ключе".
Здесь, собственно, и возникает "во-вторых" нашего интереса: все это мы вроде бы уже слышали от великого и ужасного Дугина, но в отличие от него Малер излагает с подчеркнутым систематизмом. Действительно, если вы хотите знать, что такое философия "интегрального традиционализма", "нордоцентризма", "консервативной революции", "православной метафизики", "неоевразийства" и т. д., но не имеете ни времени, ни вкуса внимать бесчисленным эссе "последнего философа империи" и других "философов от сохи", вам достаточно прочесть эти 260 страниц лингвистического и энциклопедического террора.
Другой вопрос, что эта замечательная систематизация столь обширного материала - плод самого Малера, и в этом смысле мы входим в область его собственной философии, весьма академичной по сравнению с философией его учителя. Да, если гуру давно ушел в большую realpolitik и потому, видимо, не может столь откровенно с трибуны прямого эфира говорить о том, что главная задача неоевразийства - "преодолеть человека и вернуться к Абсолюту", то Малер в этот мир еще не собирается, да и вряд ли туда его пустят.
Аркадий постоянно твердит, что систематический метод имеет прямое отношение к этике и наоборот (и сразу ссылается на нелюбимого им Канта). И впрямь книга системна - делится на три части: 1) Метафизика интегрального традиционализма, 2) Метафизика православного традиционализма, 3) Метафизика Консервативной Революции с подразделами. Вообще, слово "метафизика" доминирует в тексте как рефрен с самыми разными прилагательными.
Создается впечатление, что вся окружающая реальность, с гегельянской жестокостью разбитая Малером на уровни и подуровни, только и делает, что дедуцируется из Абсолюта, и никакого отношения к "структурам повседневности" не имеет. Кстати, именно по его инициативе в прошедшем году в нашей стране впервые появилась кафедра "Метафизики" - в том самом Институте философии, где проходит его Клуб.
В общем, пособие будет любопытно всякому ответственному и просвещенному гражданину, чтобы уяснить самую суть соответствующего мировоззрения и заново столкнуться с бесчисленными фактами человеческой истории, которые истинный эрудит Аркадий Маркович трактует, как желает нужным.