0
1580

22.01.2004 00:00:00

Третий лишний

Тэги: Баллаев, Маркс


Андрей Баллаев. Читая Маркса. Историко-философские очерки. - М.: Праксис, 2004, 288 с.

У Хорхе Луиса Борхеса есть гениальная новелла "Пьер Менар, автор "Дон Кихота". Ее point состоит в дерзком замысле героя: "Не второго "Дон Кихота" хотел он сочинить - это было бы нетрудно, - но именно "Дон Кихота". Излишне говорить, что он отнюдь не имел в виду механическое копирование, не намеревался переписывать роман. Его дерзновенный замысел состоял в том, чтобы создать несколько страниц, которые бы совпадали - слово в слово и строка в строку - с написанными Мигелем де Сервантесом". Нечто вроде этого пришло мне в голову, когда я ознакомился с рецензируемой книгой.

Автор усвоил донельзя близкое отношение к своему герою, которого он читает, граничащее с попыткой его заново авторизовать. Фирменный жест Андрея Баллаева обозначен уже во "Введении": "Как это случается со многими, - пишет он, - где-то я перешел границу между объективно отстраненным "исследованием" и личным, прочувствованным "пониманием" своего материала". Как ни странно, Баллаев вполне последовательно руководствуется в книге этим методом "прочувствованного понимания", наименее вероятным объектом применения коего мог стать Карл Маркс. Однако стал. Вместе со всем, если использовать элегантное выражение автора, "культурным марксоведением и марксизмом". Несколько примеров наугад. Назвать свою работу "Читая Маркса" после знаменитого двухтомника Луи Альтюссера и его учеников "Lire le Capital" - это все равно что назвать свой опус "Элоиза (Новая Элоиза)" после шедевров Абеляра, Руссо и Шкловского. Это не просто неверно, это - претенциозно. Когда такая претензия сочетается с великолепным пренебрежением к предшественникам нашего автора на поприще "культурного марксоведения и марксизма" (a propos: некультурный марксизм вообще невозможен), возникают детские ошибки. Их довольно много рассыпано по страницам данного издания. Автор наивно полагает, что традиции марксоведения и марксизма подобного разбора были основаны "в нашей стране" в 60-е гг. ХХ века, между тем они восходят к русскому "легальному марксизму" конца XIX - начала ХХ в. . "Знаменитые тексты "Философско-экономических рукописей 1844 года" вышли в свет впервые не в 1956 году, как кажется Баллаеву, а в 1929 году, правда, под другим заголовком.

Для человека, который без зазрения совести способен формулировать: "В элементарном хамстве по отношению к Марксу я мог бы обвинить каждого (!) второго (!), о нем высказавшегося за последние десять-пятнадцать лет", - для такого человека было бы естественно знать, что в "одном только первом тезисе о Фейербахе" еврей Маркс толкует не о "грязно-торгашеской" составляющей "всеобщего человеческого праксиса", а о практике в ее "грязно-еврейской форме проявления" (die Praxis in ihrer schmutzig-juedischen Erscheinungsform). Не надо править Маркса, товарищ Баллуев, не надо жеманства: покойный в этом не нуждался.

Из сказанного совсем не вытекает, что читатель не сумеет почерпнуть из книги Баллаева ничего полезного. Он только должен взять в толк, что польза эта никак не связана с оригинальностью авторской позиции по обсуждаемым вопросам. Полезными, например, являются расследования автора о "Немецкой идеологии" и его экспозиция проблемы идеологии в трудах Маркса: "Идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном на голову" сознании". Тонкость, однако, состоит в том, что все ценное в данном изложении и еще многое другое содержится в давней статье Мераба Мамардашвили "Форма превращенная" в V томе "Философской энциклопедии" (1970), а до него - в книге Карла Корша "Марксизм и философия" (1924).

Или нельзя недооценивать той пользы, которую кроет в себе обращение автора к вопросу о конструктивной роли в "Немецкой идеологии" полемики Маркса с Максом Штирнером, издавшим свой коронный опус "Единственный и его собственность" незадолго до ее написания. Известная незадача Баллаева (удар со стороны классика) состоит в том, что эта работа уже проделана до Баллаева в классической работе Карла Левита "От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века" (1939). Подобные пробы авторского пера можно было бы и умножить. Но главное очевидно и без этого.

Видимо, автор исходил при написании своей книги из поэтической максимы: "Нас мало, нас, может быть, трое, / Донецких, горючих и адских". Видимо, он считал ее отчаянно рискованным марксистским предприятием, на которое был способен решиться лишь он один. Видимо, отсюда умственный изоляционизм Баллаева, который не пошел во благо его произведению. Если марксизм сегодня и является чьим-либо достоянием, то достоянием мировой культуры, а не отдельных ангажированных лиц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1759
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3725
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2781
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2269

Другие новости