Валентин Юдашкин. Альбом. - М.: СЛОВО/SLOVO, 286 с., 500 ил.
Сегодня Валентин Юдашкин утверждает, что на заре своей профессиональной деятельности он и не помышлял о карьере модельера. В начале 80-х он был скромным стилистом, занимался макияжем и современным искусством. Эскизы одежды рисовал дома для души. Хобби, не более того. И вот каких-то двадцать лет спустя он - единственный российский модельер, чье имя без запинки называют гиганты мировой моды. Прослышав, что в Москве у Юдашкина выходит первый авторский альбом, свои поздравления ему прислал сам Пьер Карден.
Однако к чему Юдашкину протекция Пьера Кардена? Если уж представлять публике - ритуала ради - самого успешного российского кутюрье, то только так, как это делает шпрехшталмейстер на самых строгих великосветских приемах: "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Синдиката высокой моды и готовой одежды Парижа, член французской Палаты моды, действительный академик Академии социальных наук им. Осипова, почетный гражданин Лос-Анджелеса его сиятельство господин Валентин Юдашкин". Торжественный удар жезла о сверкающий наборный паркет.
Сцена эта, конечно, утрирована: под впечатлением сотен платьев "от Юдашкина", каждое из которых заставило бы ахнуть Хозяйку Медной горы, жизнь вообще не хочется представлять иначе, как в красках королевского бала. В реальности же модельеры - люди закулисья. Вот и из этого альбома остается совершенно неясным, что за человек Валентин Юдашкин. Честолюбив он или скромен? Трудоголик или творец по вдохновению? Сова или жаворонок? На пятьсот роскошных альбомных фотографий - от силы десять его собственной персоны. В заурядных американских джинсах, черной футболке; как правило, за работой - с булавками в руках, за письменным столом, в обнимку с манекеном┘ В предисловии, дабы избежать ложных ожиданий, Юдашкин специально оговаривает: не автобиографию издаю и не историю своего успеха пишу (хотя все внешние атрибуты такового налицо). "Обо всем этом я напишу в следующий раз. Эта книга посвящена костюму, моим представлениям о нем". Коротко и ясно.
Костюм, впрочем, вещь условная. Многие изделия от-кутюр до сих пор шьются по лекалам фиговых листочков. Юдашкин же - приверженец царской роскоши. Его конек - филигранная ручная работа. Его кредо - сочетание экспериментального кроя с традициями старинной вышивки золотом, серебром, бисером, пайетками, стразами. Поди, оцени мастерство дизайнера из дальнего угла зрительного зала или - того пуще - по жалкому телеизображению. Иное дело - фотография, где просматривается каждая деталь, каждый стежок, каждый изгиб канта. К тому же в альбоме собраны и архивные документы времен юдашкинского дебюта, и фотографии его самых последних творений. Вот коллекция "Япония" (осень-зима 2002-2003): она пленяет плавностью силуэта и переливами струящихся одноцветных тканей. Вот коллекция "Корсеты" (осень-зима 2002-2003): она очаровывает виртуозностью драгоценной аппликации. Коллекция "Путешествие из Петербурга в Москву" (весна-лето 2003) завораживает буйными лентуловскими красками и холодностью стиля "денди". Разве что шелест парчи и шелков остается за кадром - тот самый "фру-фру", что, говорят, так волновал мужское воображение сто лет назад. Но ведь и самым неисправимым женолюбам, наверное, не придет в голову раздевать обладательницу такого платья. Кто сказал, что нет ничего прекраснее человеческого тела?