Наталья Семенова. Жизнь и коллекция Сергея Ивановича Щукина. - М.: Трилистник, 2002, 176 с.
Это странно, но почти никто не знает, кто такой был Сергей Иванович Щукин. Даже самые заядлые посетители импрессионистских залов ГМИИ им. Пушкина, даже самые осведомленные ценители эрмитажных "матиссов" - даже им ничего не говорит имя человека, которому они, собственно, и обязаны возможностью лицезреть этих самых "матиссов" и "сезаннов" без тягостной и затратной поездки за границу. Сергей Иванович Щукин (1854-1936) - знаменитый московский коллекционер, создатель одного из самых значительных собраний французской живописи начала ХХ века. Изысканный альбом Натальи Семеновой - первая книга о нем и о его собирательском проекте, истинного размаха которого не представляет сегодня никто, даже его потомки.
Неизвестность имени Щукина современной публике тем более удивительна, что коллекционеров Щукиных было аж четверо. Все сыновья купца 1-й гильдии коммерции советника Ивана Щукина - Петр, Дмитрий, Сергей и Иван - кроме одного, старшего сына Николая, страдали неизлечимым недугом собирательства. Для Петра, Дмитрия и Ивана собирательство даже стало смыслом жизни - ни коммерция, ни женщины, ни личный комфорт не прельщали их так, как искусство и древности. Петр Щукин скупал у московских антикваров подряд всю этнографическую редкость - от древнерусских ковшей до китайских свитков. Безымянные останки его коллекции ныне затеряны в запасниках Исторического музея. Дмитрий Щукин был поклонником малых голландцев, Ватто, Буше и Гюбера Робера. Они сейчас хранятся в ГМИИ на Волхонке. Младший из сыновей Иван был менее предприимчивым - рано уехал в Париж, там кутил, жил не по карману и в результате кончил жизнь самоубийством, оставив долги, которые не смогла покрыть даже продажа его коллекции. Однако вклад Ивана Щукина в музейное дело России не столь уж мал. Именно Иван раскрыл своему брату Сергею глаза на новую французскую живопись - Сезанна, Моне, Писсаро, Пикассо, Матисса. Это его стараниями благопристойную атмосферу московских салонов возмутило бунтарское эхо с парижского Монпарнаса.
Конечно, главный герой книги - Сергей Иванович Щукин, тот самый, чье пристрастие к новой французской живописи было подкреплено купеческой хваткой и многомиллионным состоянием. Из-под пера Натальи Семеновой Щукин выходит личностью обаятельной и трагической. Он никогда не скупился ни на деньги для покупки картин, ни на картины - для блага отечества. По первому завещанию Щукина вся его коллекция должна была перейти в собственность государства, так что после революции в списке национализированных ценностей его собрание числилось под номером один. Однако судьба, потворствуя его собирательской склонности, не благоволила его семейному счастью. Несвоевременно умерла его красавица жена. Двое сыновей покончили с собой. Поговаривали, что в зловещей логике семейного распада виноваты странные картины, украшавшие стены щукинского дома.
Книга Семеновой строго документальна и, что немаловажно, написана хорошим русским языком и сдобрена большим числом старых фотографий. История жизни Щукина, и без того захватывающая, от этого, понятное дело, только выигрывает. Недаром, часть тиража сверстана по отдельному макету и названа коллекционной: она адресована тем, для кого и ныне звание коллекционера самое желанное.