Игорь Кон. Мужское тело в культуре. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2003, 432 с.
Нет, труд Игоря Кона - это не очередная искусствоведческая нетленка, хотя о пропорциях, ракурсах и художественном исследовании натуры речь здесь заходит довольно часто. И это не банальная культурологическая монография, хотя мужское тело представлено тут исключительно в культурно-историческом антураже. И это не социологический трактат, несмотря на то что автор - признанный мэтр отечественной социологии, доктор философских наук, основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации. И вообще эта книга - не книга, не альбом и не сувенирный фолиант. Это реванш. Самое решительное со времен испанской Реконкисты отвоевание поруганной территории и возвращение утраченной власти мужчин над женщинами. Новую работу Игоря Кона можно было бы даже назвать манифестом грядущей войны полов, если бы женщине отводилась в нем хоть какая-нибудь роль. Ну хотя бы бутафорского сопротивления. Но нет. Все, в том числе традиционно женские качества - слабость, уступчивость, эмоциональность, жертвенность, - отданы на откуп мужчине. В ответ на тысячелетнее засилье женских ню в западном искусстве и сознании Игорь Кон поднимает мужскую братию на восстановление попранной справедливости. Его не устраивает положение дел, при котором под "красивым телом" прежде всего подразумевается женское тело: "Почему? - спрашивает Игорь Кон. - Просто потому, что женское тело красивее мужского? Но для кого?"
Лицезрение сотни разнообразных, но одинаково соразмерных мужских торсов, стройных ног и упругих бедер (в иллюстрациях в этом издании нет недостатка) убеждает, что Игорь Кон прав. Мужская красота не сводится к тому, чтобы немного отличаться от обезьяны. Хотя книга и начинается кратким и назидательным сравнением пенильного дисплея у приматов и фаллического культа у людей, все же памятники мировой культуры доказывают, что природа потрудилась над мужским габитусом больше, чем над повадками шимпанзе. А если к дарам природы прибавить еще и плоды цивилизации, то - к чему зря спорить? - тут есть чем полюбоваться. Будь то египетский царь или древнегреческий атлет, католический святой или современный танцор балета - у мужчин всех времен и народов были основания нравиться самим себе, обществу и друг другу.
Эстетический интерес к мужской натуре у Игоря Кона явно превалирует над всеми остальными возможными интересами - историческим, археологическим, философским, социологическим, иконографическим. Он не смущается восторгов в адрес обнаженных моделей. Он не боится на свой страх и риск формулировать собственный канон мужской красоты. Ничтоже сумняшеся он предлагает универсальную классификацию маскулинности: "мужик", "вечный мальчик" и "мужчина". Кон вообще не избегает рискованных тем. Гомоэротический оттенок его искусствоведческих штудий не вуалируется. Напротив, он сгущается, педалируется и достигает своей кульминации в главах, посвященных гомоэротическому телу и гомоэротической культуре от Древней Греции до наших дней.
Это не значит, что труду Кона суждена однобокая слава геевской энциклопедии. Тело, коль скоро оно никого не оставляет равнодушным, провоцирует не только эротическое чувство, но и рефлексию. Зачем далеко ходить за примерами? История костюма - самая наглядная и самая обыденная форма осмысления тела. Скажем, в одном южноафриканском племени принято ходить в чем мать родила, а в другом неприлично появляться на людях в среднестатистических плавках. Над загадками столь прихотливого чувства стыдливости ломали голову многие ученые ХХ века. Кон сполна пользуется результатами их историко-социологических выкладок. Описывает правила общежития в средневековых монастырях. Проясняет нормы приличия в древнегреческом полисе: на Олимпийских играх, как известно, атлеты соревновались нагишом, а разгуливать в таком виде, скажем, по форуму, было не принято. Да и еще мало ли какие сюжеты всплывают по ходу дела: христианское учение о теле как вместилище духа, феноменология ритуального "рассматривания", идеология сверхчеловека и даже окончательное решение еврейского вопроса. Хочешь не хочешь, но нужно признать, что стрелы Эрота долетают и до этих "высоких материй".
Заключительный раздел посвящен современному мужчине - и западному, и российскому. Что, сами понимаете, две большие разницы: западные мужчины у Кона представлены миловидными рекламными топ-моделями, а наши соотечественники - сливающимися образами Мужика и Медведя из портфолио партии "Единства". Хотя, оговаривается Кон, по данным статистики, все больше россиян заботятся о своей внешности по рецептам Men"s Health - пользуются дезодорантами, участвуют в модных показах... Только, пожалуй, одного одеколона от Хуго Босса или трусов от Армани для того, чтобы стать мужчиной, будет недостаточно. На наш ограниченный женский взгляд, разумеется.