Вадим Белоцерковский. Путешествие в будущее и обратно: Повесть о жизни идей. - М.: РГГУ, 2003, 732 с.
О книге этой очень трудно писать: слишком много в ней всего - жизни, людей, идей, документов, свидетельств, сенсаций. Почти о каждой главе можно писать отдельные рецензии. Центральное место занимают идеи о будущем, посткапиталистическом обществе - социализме синтезной формации, сочетающей лучшие принципы социализма и капитализма. Разработка этих идей - дело жизни автора. Им он посвятил много книг и статей, изданных как в России (увы, очень небольшим тиражом), так и на Западе, но в этой книге он показывает, как рождались и развивались эти идеи под воздействием обстоятельств жизни автора.
Однако я не чувствую себя достаточно компетентным в этой области и хочу остановиться на другой линии книги - на судьбе советско-росссийской интеллигенции, которая так глубоко, остро и самокритично описана и проанализирована в книге ВБ, как, думаю, никогда ранее.
По мнению автора, для российского общества и более всего для интеллигенции характерен "дальтонизм ко злу", в результате которого наверх всегда выдвигаются самые худшие и опасные люди. Так, в эмиграции, в которой автор провел более 20 лет, "неформальными" вождями были Солженицын и Максимов. В главе, посвященной выступлениям и писаниям Солженицына в эмиграции, содержится почти неизвестный в России материал, характеризующий Солженицына как ненавистника демократии, мракобеса, крутого антисемита, злого и нечестного человека.
Вот один пример. Выступая в Тайбее (Тайвань), Солженицын доказывал, что не только в Октябрьской революции, но и в китайской евреи, оказывается, сыграли решающую роль: "Теперь все уже забыли - сказал тогда Солженицын, - что еще в 1923 году советский агент Грузенберг, под кличкой Бородин, готовил в Китае коммунистический переворот, и это именно он выдвинул на высокие посты в партии Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая". "Отметим попутно, - комментирует автор, - какого поразительно высокого мнения Солженицын о способностях евреев. Один русский еврей сумел подготовить "коммунистический переворот" (переворотом Солженицын называет многолетнюю гражданскую войну!) в стране с миллиардным населением и оригинальной древней культурой!"
В то же время антипод Солженицына - великий гуманист Сахаров не стал духовным вождем российской интеллигенции. "Меркнущим огоньком" в окружившем Россию мраке видится автору Сахаров: ни одной его идеи не восприняло российское общество, в том числе и о спасительности для мира и России конвергенции социализма и капитализма.
Другим фатальным пороком российской интеллигенции автор считает "реактивность мышления" - кидание из одной крайности в другую. Вместе с бессердечием этот порок порождает ужасающие уродства. Так, автор вспоминает встречу в эмиграции с диссидентом и искусствоведом Игорем Голомштоком. "Если в России случится революция, заявил тогда Голомшток, то он возьмет автомат и пойдет вместе с КГБ стрелять в народ, потому что народ всегда и всюду - враг культуры!" На собрании группы либеральных политэмигрантов из России в редакции парижской газеты "Русская мысль" ленинградский поэт Василий Бетаки объявил: "Рабочие всегда опора коммунизма или фашизма, и в будущей свободной (!) России их надо загнать вниз, на галеры! Дать им туда телевизоры и прочие блага, но держать их внизу!"
Приводит ВБ и взгляды со стороны на российскую интеллигенцию. Так, один из ведущих активистов Пражской весны, искусствовед Эдуард Гольдштукер говорит в беседе для Радио "Свободная Европа": "В 1968 году мы, чехословацкие коммунисты, чьи собственные связи с народом были всегда весьма тесными, с чувством потрясения увидели, что советские руководители боятся русского народа, но, что было еще более ужасно, мы обнаружили, что и многие советские диссиденты тоже живут в страхе перед своим народом!"
"При таком отношении к народу, к рабочим, - резюмирует ВБ, - никакой иной демократии, кроме как "управляемой", российская интеллигенция вкупе с номенклатурой построить не могла".
В последней части книги ("Возвращение") ВБ описывает роль элитной интеллигенции в воцарении на Руси "смертоносно уродливого капитализма". В глазах становится темно, когда сегодня перечитываешь обращение российских писателей в поддержку расстрела и разгона Верховного Совета в октябре 1993 г.: "Фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть... После августовского путча нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми... К кому? К убийцам? Терпимыми... К кому? К фашизму?.. Эти тупые негодяи уважают только силу". И т.д. в том же духе. "Такого уровня ложь применялась лишь в 1937 году!" - отмечает автор и подчеркивает, что говорилось это именно о тех людях, которые решительно помогли в августе 91-го подавить путч ГКЧП! И какие "святые" писательские имена стоят под этим позорным обращением! ВБ приводит их - "чтобы помнили"!
"У меня нет никакого сомнения, - подытоживает автор, - что если бы сила (ГБ, армия) была на стороне Верховного Совета, то в число "кровавых фашистских бандитов и фашистов" подписанты обращения зачислили бы Ельцина и его подчиненных".
Сенсационна глава "Октябрьская революция и Ленин - взгляд из будущего". Чрезвычайно актуальна сегодня и концепция автора о несовместимости России с капитализмом и причинах этого.
Один из нынешних видных публицистов сказал, что не знает книги, которая давала бы более яркое отображение прошедшей эпохи, чем книга ВБ. Но этот литератор придерживается правых взглядов, я же считаю, что книга ВБ - воистину голос человека, "побывавшего в будущем". И мысленно, виртуально, разрабатывая идеи будущего общества, и физически - познакомившись на Западе с реальными ростками этого будущего, прорастающими там последние полвека. Главы, посвященные описанию этих "ростков", чрезвычайно интересны и поучительны.
Невозможно оторваться и от воспоминаний автора, охватывающих эпоху от 37-го года до нынешних дней, включая годы войны, сталинизма, участие в диссидентском движении, жизнь в эмиграции - в Италии, Америке, Германии, - участие в международном движении "Третий путь", идейными вдохновителями которого были ведущие деятели Пражской весны, работа на Радио "Свобода" в Мюнхене, после эмиграции - сотрудничество в качестве советника с Союзом трудовых коллективов СССР (потом - России), выступавшим за передачу предприятий в собственность трудовых коллективов.
Автор говорит, что сверхзадача его книги - способствовать пробуждению российского общества, и не к фашизму, а к демократии, которая, убежден автор, может основываться в России исключительно на синтезной форме социализма. Хочется надеяться, что книге удастся выполнить ее сверхзадачу, хотя сам автор на это мало надеется, считая, что общество находится в коматозном состоянии. "Умом спасения России не увидеть, - горько шутит он. - В спасение России можно только верить!"
Книга ВБ, на мой взгляд, - это событие, причем не только в сфере книгоиздательства, но и в жизни страны. Во всяком случае она таковой может стать, если только сразу не утонет в черном омуте равнодушия и опустошенности, господствующих в нашем обществе. Честнейшая, выстраданная книга! Я рекомендую ее каждому, особенно молодым людям, тем, кто хочет составить собственное представление о том, что произошло с нашей страной.