- Валерий Владимирович, как соотносится "Вторая навигация" с существовавшей ранее премией "Петербургский текст"?
- На этот вопрос легко ответить, поскольку и ту и другую премию придумал я и по одним и тем же соображениям. В конце 90-х годов все вдруг стали писать тексты. Все - филологи, философы, литературоведы. Писать стали литературно, ярко. Но это пространство текстопроизводства не подпадало ни под какую существующую премию. Поэтому мы и придумали "Петербургский текст". Правда, вручили мы ее лишь единожды в 1999 году. А теперь вот возродили ее в Философском обществе Санкт-Петербурга. В этом году "Вторая навигация" вручается уже второй раз.
- Ваша премия как-то пересекается с премией Андрея Белого, где также есть номинация "Гуманитарные исследования"?
- Премия Андрея Белого - очень уважаемая премия, но, согласитесь, она все-таки не философская. За всю историю ее существования единственный философ, кто ее получил, был Валерий Подорога. И то не столько за философские, сколько за искусствоведческие работы, вышедшие в библиотеке "ХЖ". Так что "Вторая навигация" впервые заполняет этот вакуум философских премий. В результате мы пришли к трем позициям - за разработку классических проблем философии, за философский анализ процессов современности и за философскую инвестицию в культурную жизнь Санкт-Петербурга.
- Что понимается под инвестициями в культурную жизнь?
- Имеется в виду участие в массмедиа, создание авторских программ, издание журналов, активное чтение публичных лекций и пр. и пр. К этой деятельности петербургских философов жюри тоже стало присматриваться. Собственно говоря, впервые.
- В прошлом году номинаций, помнится, было пять, теперь их осталось три. Такой формат премии можно считать устоявшимся?
- Теперь мы начинаем понимать, что премия должна сужаться. В силу того, что это первая и единственная философская премия в России, сейчас она охватывает все тексты. А в будущем у каждого направления исследований должна быть своя премия. Скажем, у феноменологического сообщества - одна, у античников - другая. Но пока ничего другого нет, мы рассматриваем весь петербургской контекст.
- На ваш взгляд, нет ли потребности в аналогичной общероссийской премии?
- Хороший вопрос. Он регулярно возникает с разных сторон. И изнутри он инициируется, и извне, поскольку многие, не осознав в полной мере вывешенную на нашем сайте информацию, присылают свои книги, не учитывая, что это сугубо петербургская премия. Конечно, такая премия нужна, однако общероссийская премия - это более чем серьезная задача, поскольку отслеживать весь поток философской литературы мы не в состоянии. Это отдельная и очень серьезная работа, требующая и времени, и капиталовложений. У нас же - в этом наша беда и в этом наша сила - все зиждется на энтузиазме.