Вальтер Швиммер. Мечты о Европе. Европа с XIX века до рубежа третьего тысячелетия / Пер. с нем. Л.Пантиной. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003, 383 с.
Является ли Россия частью Европы - этот вопрос волнует не только нашу страну. Не менее остро он обсуждается и самими европейцами. Дело в том, что в 90-е годы с подачи евробюрократов произошло фактическое отождествление понятий Европейский союз и Европа. А стало быть, то, что в ЕС не входит (и не войдет в обозримом будущем), вроде бы к Европе уже и не относится. Тем самым миллионы людей, веками привыкшие считать себя европейцами, явились свидетелями колоссальной подмены понятий и к началу XXI века резко оказались "вне Европы". В свою очередь, цивилизационная Европа традиций и культур стала бюрократической Европой жестких стандартов и правовых норм. Европа Аристотеля, Канта и Микеланджело превратилась в Европу "правильных" огурцов и многотомных "сообщений" Европейской комиссии.
Именно для того, чтобы разрешить этот идентификационный кризис всех европейцев - и тех, кто живет в ЕС, и тех, кто за его пределами, чтобы вернуть Европе ее прежнее культурно-цивилизационное и нормативное понятие, и написал эту книгу Вальтер Швиммер. Да и кто другой может написать о Европе лучше, чем генеральный секретарь Совета Европы - первой подлинно общеевропейской организации?
Особенность книги Швиммера - в ее автобиографичности. В ней описан уникальный жизненный опыт немца, который своими глазами видел, как его страна, оккупированная нацистской диктатурой, превратилась в одну из передовых демократий мира, как разрозненная Европа стала единой. Поэтому повествование о своем профессиональном становлении неразрывно переплетено у Швиммера с размышлениями о том, что представляет собой Европа, какой она должна быть, каковы ее критерии, каково ее историческое предназначение. Анализируя послевоенную Европу, отслеживая логику европейской интеграции, автор вычленяет базовые ценности и нормы, следование которым и является сегодня подлинным мерилом "европейскости" той или иной страны.
Значительная часть книги Швиммера посвящена России. Да, автор изрядно критикует некоторые внутренние нормы, которыми по сей день руководствуются российское общество и власть. Серьезное значение он уделяет чеченскому конфликту, который называется Швиммером трагической войной, удаляющей Россию от Европы. "Я с самого начала требовал пропорциональности, соразмерности российских акций обстоятельствам и, конечно, соблюдения норм правового государства и прав человека", - рассказывает автор о своей работе на российском направлении. Эта работа была и остается трудной: "Три с половиной года я на посту генерального секретаря Совета Европы, и три с половиной года на повестке дня стоит Чечня. Мне и в оставшееся время придется еще много потрудиться, чтобы в Грозном, Гудермесе или Знаменском можно было мечтать о современном европейском будущем".
Однако российскому читателю следует воспринимать эту критику не как назойливое брюзжание сытого педантичного "западника", а как ценный совет опытного человека. Эта критика показывает, что о России в Европе еще помнят, что мировое сообщество, наблюдая за творящимся в стране произволом и беззаконием, не разуверилось в России окончательно, что подсознательно и долгосрочно Россию видят частью Европы, частью цивилизованного мира.