Шапи Казиев, Игорь Карпеев. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. - М.: Молодая гвардия, 2003, 452 с.
Как интеллигентный человек, хочу быть кавказским горцем. Не из романтических побуждений, как Лермонтов с Бестужевым-Марлинским, а из политкорректных и антиимперских. Не уверен, что буду понят предметом своей любви, но интеллигенту к недоразумениям не привыкать. Он сам ходячее недоразумение.
При этом любит знание. Или хотя бы чтение. Рецензируемая книга содержит пусть и краткие сведения о жизни различных кавказских народов, зато по многим позициям: от семейных укладов и обрядов до ремесел и от правовой системы до одежды, верований, магических обрядов, медицины, музыки, праздников, развлечений. Широта охвата и ограниченный объем предполагает стиль "галопом по европам" или по чему там, по вершинам и ущельям┘
Как правило, берутся цитаты из уважаемых источников или краткий пересказ их. И то сказать, библиография включает полторы сотни названий книг, и желающие вполне могут двинуться в жажде познания дальше по теме сами.
Воспользуемся случаем для выковыривания изюма. В условиях многолетней войны Шамиль издал указ, по которому вдовы имели право сами выбрать себе мужа, хотя бы и имеющего уже семью. Когда молодая вдова выбрала самого Шамиля, тот не сделал исключения и женился на ней. Или вот еще: каждый чеченец обязан был знать и помнить не менее 20 человек из числа своих предков. Чеченскую нефть начали перерабатывать в керосин в 1823 году. В XIX веке горцы, начиная с детства и до старости, брили голову. В Абхазии распорядок тостов включал до 26 позиций, причем очередность была строгой. Гадать надо было на костях животных, особенно на бараньей лопатке.
Кому-то покажется, что изюма - немного. Пожалуй, так, зато в целом текст съедобен. Авторы сами признают обзорный характер своего труда и заранее приносят извинения за возможные неточности в нем. Даже в написании этнических терминов. Разумная скромность, ибо всякий раздел традиционных правовых документов - адатов - заканчивается максимой: "Если держать рот закрытым, будет голова цела. Кто не поступает так, тот слабоумный".
Доступный авторам материал действительно велик. Этнография кавказских народов XIX века подробна и профессиональна. Полевые описания дали много и фактов, и их обобщений. В немалой степени тому способствовала колонизация Кавказа Российской империей.
Но все это во многом ушло в прошлое. Судить о кавказских народах по данным XIX века это все равно, что представлять русских по описаниям деревни того же периода. Не случайно, по прочтении книги разгорается дикий голод на этнографическое видение нынешней жизни.
Как известно, Наполеон, отправляясь в военные походы, брал с собой ученых-этнографов, художников (фотографов еще, к сожалению, не было), собирателей всяческих сведений и коллекций. Российские войска, ведя свои войны, прежде всего избавляются от всех свидетелей. А как хорошо было бы узнать о роли тюрьмы и комсомола в организации нового бизнеса кавказских диаспор, о правилах воровства и перераспределения в местах постоянной дислокации, о нормах выживания при геноциде и о многом другом.
Впрочем, это как раз то мечтание, которое может быть вредно.