0
1287

25.09.2003 00:00:00

Окно в Россию

Тэги: Тимофеев, Джумблат


Игорь Тимофеев. Камаль Джумблат. - М.: Прогресс, 2003, 493 с.

Игорь Тимофеев - не новичок в биографическом жанре: в серии "ЖЗЛ" уже выходили его книги о великом марокканском землепроходце Ибн Баттуте и среднеазиатском энциклопедисте Бируни. Писатель достаточно известен ориенталистам и читателям, интересующимся Востоком, а их в России немало. И все же его последняя работа - жизнеописание Камаля Джумблата (1917-1977), известного ливанского политика, лидера мистической секты друзов, яркого этического мыслителя, эзотерика и поэта - в буквальном смысле прорубила себе окно в Россию лишь в этом году, хотя впервые увидела свет три года назад.

Изданная в 2000 году на арабском языке, книга о Джумблате стала сенсацией на ежегодной Международной книжной ярмарке в Бейруте. Шумный успех книги - семь изданий за десять месяцев и лидерство в списке бестселлеров в течение полутора лет - вызвал живейший интерес у издателей, но не в Москве, а в Париже, где ее перевело и опубликовало на французском старейшее издательство Albin Michel. А признание на Западе, как известно, самое надежное основание для литературной прописки в Москве, и вот биографическое повествование "Камаль Джумблат" наконец-то вышло на языке оригинала.

На первый взгляд книга Тимофеева - научно-художественная биография, вполне соответствующая жанровым канонам "ЖЗЛ". Научность обеспечена обилием архивных документов, и с этим в книге все, кажется, в порядке. Наличествуют в ней и атрибуты художественности - метафоры, сравнения и далее - по учебнику литературоведения. Особенность, однако, состоит в том, что художественность, предполагающая беллетризацию в той мере, в какой она помогает рельефнее высветить характер героя или дух эпохи, безжалостно стала у автора заложницей факта. Герой может рассуждать об особенностях картезианской эпохи, жаловаться на насморк, произносить спич о коррупции властей или отпустить мимоходом реплику о короле твиста Джонни Холлидее - все это в равной степени подтверждается документами, естественно, оставляемыми за кадром. Если автор утверждает, что его герой в четыре взмаха руки переплыл горный ручей, можно не сомневаться, что взмахов было именно четыре, а не три и не шесть. "Если бы потребовалось подтвердить источниками все, о чем сообщается в этой книге, - заметил известный арабист профессор А.Васильев, - это заняло бы как минимум несколько томов".

Такая скрупулезность может вызвать возражения. Но не объясняется ли громкий успех книги у иностранных читателей тем, что те ощутили в ней дыхание подлинной истории, где каждая деталь достоверна?

"До сих пор считалось, - сказал на презентации книги в Бейруте старейший ливанский издатель Гассан Тувейни, - что лучшие авторы, писавшие о Ближнем Востоке, - англичане Патрик Сил и Роберт Фиск. Теперь в их число вошел русский писатель Игорь Тимофеев".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3544
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2611
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2119

Другие новости