Виктор Сычев. Индонезия и мусульманский мир в ХХ веке. - М: Русаки, 2003, 508 с.
Самая многочисленная в мире мусульманская община (умма) проживает в Индонезии, которая, в свою очередь, является самой крупной страной Юго-Восточной Азии. Виктор Сычев, как и подобает серьезному историку, весьма детально изучил источниковедческую базу своего исследования - архивные материалы, индонезийскую периодику, официальные документы. Специальные главы посвящены периодам господства разных режимов - Сукарно, Сухарто, заканчивая нынешним демократически избранным главой государства Мегавати Сукарнопутри.
Мегавати приняла активность исламских радикалов как исторический вызов. Впрочем, на Западе ее зачастую обвиняют в излишней "мягкости" в отношении исламистов, не учитывая, что с осени 2001 г., когда США начали боевые действия в Афганистане, страну периодически захлестывают волны самого безудержного антиамериканизма. Президенту еще предстоит пройти между Сциллой и Харибдой - сохранить добрые отношения с самой могущественной державой мира и одновременно удержать Индонезию от новой, на этот раз исламской, революции.
Хотя 88% населения Индонезии причисляют себя к мусульманам, правящие круги этой страны, начиная с провозглашения независимости 17 августа 1945 г. и вплоть до настоящего времени, отказываются называть свое государство мусульманским. Уникальность этого явления во многом можно объяснить характером яванского менталитета. На протяжении столетий индонезийцы переживали влияние практически всех мировых религий: индуизма, буддизма, ислама и христианства. Внешне они охотно принимали очередное религиозное учение, но при этом сохраняли присущее им синкретическое восприятие окружающего мира, придерживаясь собственных традиций, поглощая иноземное влияние и перерабатывая его в собственном духе. Между тем и в этой стране не без внешнего влияния растут ряды исламских радикалов, сторонников придания индонезийскому государственному устройству религиозного характера. Общественная жизнь Индонезии уже сейчас пронизана исламским духом, а "братство и единение с зарубежными братьями по вере воспринимается как одна из священных обязанностей верующего мусульманина", пишет ученый.
В целом знакомство с историей и нынешней индонезийской реальностью, столь четко прослеживающееся в книге Виктора Сычева, дает возможность не только более полно осознать всю политическую гамму сложного и порой весьма противоречивого исламского мира, но и осмыслить необходимость более серьезного понимания роли и значения политического ислама в современных международных отношениях.